Рецензия: «Счастливого дня смерти». День Сурка в аду ****
Черная комедия «Счастливого дня смерти» выйдет в российский прокат 7 декабря 2017. Режиссер: Кристофер Лэндон. В ролях: Джессика Рот, Израэль Бруссар, Руби Модин и другие.
Студентка Триш – настоящая стерва. На занятия она ходит весьма избирательно, крутит романы с женатыми преподавателями, отбивает парней у лучших подруг и игнорирует бегающих за ней однокурсников. В свой день рождения Триш умудряется обидеть даже родного отца, который битый час прождал ее в кафе, но всё без толку. Персональный праздник Триш надеется отпраздновать на бурной студенческой вечеринке, по дороге на которую девушку убивают.
Раз за разом Триш просыпается в один и тот же день, который неминуемо завершается кровавой трагедией. Ей не помогают ни попытки вычислить потенциального убийцу, ни заведомо припасенное оружие, ни иные меры предосторожности. Остается надеяться лишь на случайного знакомого, который ей, в отличие от остальных, безоговорочно верит и готов на самопожертвование.
Снимать остросюжетные триллеры совсем несложно. Достаточно поместить группу беззаботных тинейджеров в экстремальные условия, избавиться первым делом от наименее приятных из них и оставить призрачный шанс примерным «ботаникам». Режиссер Кристофер Лэндон полностью сломал этот шаблон. Отныне светлые и темные стороны заключены в одном человеке, который не только бесконечно умирает, но и всякий раз воскресает. Повторяемость ситуации не сильно изматывает зрителей, ведь с каждым днем настроение Триш всё очевиднее сползает в нуар, а способы убийства становятся более изобретательными и захватывающими.
«Счастливого дня смерти» декларативно базируется на идее «Дня Сурка», к которому там есть прямые отсылки. Но это ложный след. Использованная в триллере идея мучительной цикличности свойственна многим фильмам о специфике ада, среди которых – «Чистая формальность», «Быстрее, чем кролики», «Лимб» и «Крампус». Мистическая природа происходящих с Триш событий автоматически притягивает зрителей и даёт ленте дополнительные козыри.
При всей причудливости изображенных в фильме ситуаций, его создатели не чураются правдоподобия. Здесь заложена ценная идея: для таких безбашенных девушек, как Триш, ад нередко начинается уже на земле, и преодолеть его инерцию способны лишь они сами. Некоторую назидательность ленты успешно разбавляют остроумные шутки, лучшая из которых, пожалуй, касается обстоятельств смерти Дженис Джоплин. Все эти ухищрения учат зрителей смотреть собственной смерти в глаза.
Денис Ступников,InterMedia