Рецензия: Вячеслав Бутусов - «Гудбай, Америка!» ***
2017, Первое музыкальное издательство
С Вячеславом Бутусовым происходит нечто необычное. Летом он распустил группу «Ю-Питер» и собрал новый состав, название которого пока держится в секрете (!). Причины таких изменений со стороны кажутся загадочными. «Ю-Питер» состоялся как проект и как группа, хотя были большие сомнения в том, что у Бутусова может быть успешный ансамбль, который не назывался бы «Наутилус Помпилиус». Тем не менее были и новые хиты, и достойные альбомы - а наличие великого прошлого не мешало Вячеславу Бутусову нормально себя чувствовать в настоящем.
Несмотря на это, новая безымянная группа начала не с современности, а с экскурсов в прошлое. Тут как раз подоспел полуюбилей «Нау» - и Бутусов, скептически относящийся к праздникам, почему-то решил отметить это 35-летие, причём в довольно странном формате. На сцену «Крокуса» в честь юбилея «Наутилуса Помпилиуса» поднялся Вячеслав Бутусов... и больше никого из имевших отношение к «Наутилусу Помпилиусу». Точно так же получилось и с юбилейный сборником «Гудбай, Америка!»: на обложке сообщается про юбилей группы, но грандиозные песни из славной истории с Бутусовым перезаписали «какие-то люди» - нет, они прекрасные музыканты, но при чём тут «Наутилус». Или новая группа Вячеслава Геннадьевича всё же получит «историческое» название?
При взгляде на трек-лист 40-летние слушатели могут испытать мощнейший удар ностальгии. «Эта музыка будет вечной», «Одинокая птица», «Взгляд с экрана», «Казанова», «Люди», «Титаник», «Синоптики», «Доктор твоего тела», «Бриллиантовые дороги», «Дыхание», «Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой», «Прощальное письмо» - за такую подборку песен подростки 80-х, не задумываясь, отдали бы коллекцию марок и родину впридачу. Однако к прослушиванию новых версий нужно подойти с осторожностью и даже опаской. Я как-то наблюдал виртуальную кровопролитную дискуссию о том, что зрелый и вальяжный Максим Леонидов уже никогда не споёт фразу «Выходишь здесь? Ну, будь здорова» с должным эмоциональным накалом. Со старыми песнями «Наутилуса Помпилиуса» та же история. Когда-то эта группа, практически не шевелясь на сцене и исполняя свои композиции ровным голосом, умудрялась каждой фразой глубоко ранить души слушателей, простите за высокопарность. Как они это делали? Сами, наверно, не объяснят; у них как-то совпали волнующие тексты, чеканные мелодии, неравнодушные, несмотря на внешнее спокойствие, интонации и неподдельное отчаяние в каждой фразе.
Может ли это совпасть теперь, даже если сохранить оригинального вокалиста и нанять самых техничных инструменталистов? Теоретически может, но не в этом случае. Зачем нам идеальные версии песен «Наутилуса Помпилиуса», если когда-то мы полюбили неидеальные, они сохранились, и их всегда можно переслушать и возбудить в памяти прежние эмоции. Зачем нам бутусовская точность воспроизведения старых песен, если своё эмоциональное состояние 30-летней давности он забыл? Можно воспроизвести форму, а аранжировки даже можно улучшить и превратить «Прощальное письмо» в расслабленный вальсок, но по ходу этого процесса из песен выплеснулось что-то важное. Я бы даже сказал, что-то главное. Вячеслав Бутусов и его новая группа добились почти невозможного: у них «Я хочу быть с тобой», «Скованные одной цепью», «Прощальное письмо» и «Эта музыка будет вечной» звучат так выхолощенно, будто это просто песни. Но в 80-е для нас они были больше, чем песни.
Алексей Мажаев, InterMedia