Рецензия: документальный фильм «N A U H A U S» **** (Видео)
2017, YouTube
Олег Ракович снимал документалку «N A U H A U S» очень неспешно, в общей сложности шесть лет. Там у него интервью для фильма даёт ещё живой Балабанов, а монологи самого Вячеслава Бутусова тоже относятся к разным годам - и можно убедиться, что в последнее время музыкант почти не меняется. Архивных кадров молодого Бутусова, когда он менялся достаточно быстро и радикально, в фильме тоже хватает, но не будем забегать вперёд.
Лента получилась тоже очень неторопливой, и это ей идёт. Сначала «N A U H A U S» притворяется фильмом не про «Наутилус Помпилиус», а про «Арх», Свердловский архитектурный институт, откуда вышли множество героев уральского рока. Олег Ракович предупреждает, что фильм «основан на реальных ощущениях», а также обыгрывает известную фразу об архитектуре как застывшей музыке парадоксальной параллелью о том, что архитектор - это застывший музыкант. В самом начале и самом конце в кадре появляется прекрасная девушка, крайне убедительно изображающая, что впервые видит фамилию Бутусова.
«N A U H A U S» начинает с подробного экскурса в историю студенческих ВИА Арха, среди которых группа Вячеслава Бутусова отнюдь не была самой заметной. Недостаток архивных материалов про конкретные коллективы компенсируется свердловской кинохроникой тех лет, отменно передающей атмосферу, рисунками лидера «Наутилуса Помпилиуса» (его студенческие работы прямо-таки впечатляют) и воспоминаниями очевидцев событий. Ракович снял для фильма практически всех участников этой истории, от Александра Пантыкина и Егора Белкина до Алексея Могилевского и Дмитрия Умецкого. Это не считая ироничных воспоминаний Вячеслава Бутусова, а также, например, его матери и старшей дочери. Режиссёр также поговорил с некоторым людьми, которые в 80-е работали «по ту сторону баррикад», в комитете комсомола, например. Забавно, что годы совершенно стёрли эту ментальную баррикаду - некоторых в прошлом идейных рокеров сегодня на вид не отличишь от бывших комсомольских инструкторов.
Впрочем, это лишь наблюдение, не имеющее отношение к сюжету фильма. Да и основное повествование о музыкально одарённых архитекторах при всей своей медлительности оказывается вполне захватывающим. Многие страницы тайной истории свердловского рока окажутся совершенно новыми для большинства зрителей ленты: чего стоит только фрагмент записи пения Бутусова в группе, игравшей тяжёлый рок! И другие воспоминания тоже интересны - не в последнюю очередь в силу их незатасканности.
Но скучно не становится и тогда, когда байки о музыкальных архитекторах плавно и незаметно переходят в рассказ о ранних годах «Наутилуса Помпилиуса». Здесь занимательные истории о, например, идеи записи песня «Разлука» иллюстрируются фрагментами тех самых композиций, с которыми Бутусов и Ко к концу 80-х покорили всю страну. В отчаянных оригинальных версиях, что немаловажно. Фильм не претендует на полноту картины, а ведь многие телебиографии грешат тем, что к концу сбиваются на скороговорку. Ракович же взял один конкретный период жизни и творчества Бутусова и раскрыл тему полностью.
Алексей Мажаев, InterMedia