Рецензия: «Грот» - «Ледокол «Вега» ***
2017, Respect
«Ледокол «Вега» стал четвёртым альбомом омских рэперов «Грот» и первым, если считать с момента прихода в группу Екатерины Бардыш. Нет, с женским рэпом у нас по-прежнему не всё ладно, и Оксимирона в юбке на горизонте не видать: Екатерина тоже не читает, а поёт, но её голос полностью меняет звучание группы. Так, открывающая альбом песня «Город в море трав» напоминает манеру покойной Александры Соколовой из Atlantida Project, причём даже не те вещи, которые входили в совместные работы с Noize MC. Возможно, тех потребителей, которые включат послушать рэп-пластинку рэп-группы, первый трек безмерно удивит: вместо речитатива Виталия Евсеева и Дмитрия Геращенко они получат мощное этническое, почти шаманское пение. «На панельных островах» тоже начинается с женского вокала, но так долго испытывать терпение любителей рэпа «Грот» не может и наконец «включает» речитатив, впрочем, тоже довольно распевный. В припеве же весомо возвращается Екатерина Бардыш с очередными этническими руладами. Тут поневоле вновь возникают ассоциации с коллаборацией Нойза и «Атлантиды», с той разницей, что те были в проекте равноправными партнёрами, а «Грот» будто бы пытается своей читкой аккомпанировать новой солистке, позволяя ей перетягивать на себя сколько угодно одеяла.
В заглавном треке группа почти обходится без певицы, но и мужские голоса постоянно переходят с речитатива на пение, хотя и своеобразное: оно как бы специально лишено благозвучия, и появившаяся в самом финале песни Екатерина работает на контрасте. «Стирательный обряд» начинается со spoken word на тему теории музыки, а потом «Грот» наконец позволяет себе сосредоточиться не на экспериментах со звучанием, а на смысле текста. Этнический вокализ в припеве на сей раз не тянет одеяло на себя, а оттеняет разговоры мужчин.
В «Магии возраста» к «Гроту» присоединяется лидер группы «Каста», глава Respect Production и издатель этого альбома Владислав «Влади» Лешкевич. Подтверждая репутацию гуру «взрослого» рэпа, Влади затрагивает темы старения, бессмертия и вечной молодости: получается интересно, но не до мурашек. То же можно сказать и про другие чисто речитативные треки: на фоне «Баллады о северном племени», «Откуда мне знать тебя», «Обитателей рая» и «Лизы» песни без пробирающих этнических припевов от г-жи Бардыш кажутся пресноватыми, при всём уважении к содержанию текстов и читке Евсеева и Геращенко. Можно с уверенностью сказать, что с приглашением новой участницы «Грот» не прогадал и только выиграл, доказав, что оригинальность звучания для них важнее неписаных жанровых правил.
Алексей Мажаев, InterMedia