Рецензия: Валерия - «К солнцу» ***
2017, Make It Music
Вопрос «в каком жанре вы работаете?» давно выпал из списка главных штампов интервьюеров: музыка бывает хорошая и плохая, а названием жанра заморачиваются только те немногочисленные артисты, которым это действительно важно. Увы, стриминговые сервисы не уполномочены делить музыку на хорошую и плохую, поэтому вынуждены подразделять на стили, чтобы слушатель не захлебнулся в мощном потоке новинок. Иногда классификация альбомов по жанрам в той же «Яндекс.Музыке» вызывает изумление, а иногда поражает точнейшими попаданиями. Новый альбом Валерии «К солнцу», например, отнесён к «русской эстраде». Не к попсе какой-нибудь, заметьте; «русская эстрада» - это звучит гордо, помпезно, тяжеловесно... как, собственно, и пластинка. А вот если бы там были какие-нибудь легкомысленные привязчивые «Часики» или, страшно сказать, «Рига-Москва» - тогда, видимо, переставили на полочку «русская поп-музыка».
Валерия отлично умеет исполнять хитовую попсу, но, видимо, уже не хочет: душа тянется к «серьёзной» эстраде, не особо спрашивая, готов ли слушатель разделить это пристрастие. Песни «Я живу» и «В твоём мире», с которых начинается пластинка, не оставляет публике выбора: это как раз драматичные вещи, по настрою и посылу напоминающие «Была любовь», с которой певица в своё время возвращалась на сцену после длительного перерыва по семейным обстоятельствам. Есть ощущение, что артистка окончательно и бесповоротно определилась с жанром, подачей, авторами...
Хотя нет - с авторами не определилась. Большинство песен для нового диска написали малоизвестные композиторы и поэты, найденные чуть ли не по интернету. Возможно, идея заключалась в обеспечении притока свежей крови, но, судя по результату, молодые авторы спасовали перед авторитетом Валерии и постеснялись предлагать ей наглые экспериментальные треки. В основном они старались придумать песни «в стиле певицы» (напоминаю: «русская эстрада»). Это у них получилось. А вот обеспечить новизну восприятия получилось крайне фрагментарно. Фраза «завтра я начну сначала, лишь бы музыка качала» из третьей на диске песни «А4» определённо разбудит слушателей, заскучавших от драматизма материала - но ненадолго: Валерия вполне убедительно намекает на стильно-молодёжную музыку, но очень быстро возвращается от неё к проверенным ходам. Например, к песне «Фотоальбом» с трогательным рассказом о бабушке и детстве - русская эстрада внимательна к семейным ценностям.
Верность избранному жанру не противоречит появлению новых хитов - но в этом альбоме к таковым можно отнести, пожалуй, только «Сердце». Остальные запоминающиеся моменты как раз связаны с нестандартными решениями: скажем, песня «Микроинфаркты», удивляющая уже одним названием, отличается запоминающимся припевом с непростым, но интересным текстом «и когда я прохожу в аэропортах сквозь рамы, на экранах видны мои душевные раны, если начал лечить — загляни в мою карту, каждый твой поцелуй равен микроинфаркту».
Но подобная творческая смелость проявляется лишь эпизодически. Заканчивается альбом кавер-версией песни Руслана Квинты «Время любить» из репертуара Софии Ротару - вариант Валерии красив, но тоже очень традиционен.
Алексей Мажаев, InterMedia