Рецензия: Владимир Высоцкий - «Высоцкий 80» *****
2018, Navigator
Вот самый очевидный и вместе с тем идеальный способ отметить 80-летие со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого. Без сборников кавер-версий. Без концертов, где гёрлз-бэнды старательно, но ужасно исполняют его песни. Без фильмов с Безруковым. Без опоздавших на сорок лет славословий по телевидению. Без воспоминаний едва знавших Высоцкого людей. Без фанфар и накипи.
80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого нужно отмечать с этим сборником, вышедшим как раз 25 января 2018 года, - довольно непафосным, но очень правильным. Круглая цифра продиктовала составителям количество песен. Из здесь ровно 80, и это тот редкий случай, когда количество не вызывает вопросов и обвинений в гигантомании. Четыре часа Высоцкого - некоторым этого покажется даже мало, но ничего, будут и другие юбилеи. Тем же, для кого 80 песен это перебор, имеет смысл всё же заставить себя послушать сборник целиком. Как известно, весь каталог Высоцкого был после его смерти неоднократно переиздан - чаще всего с делением песен на темы: военные, шуточные и т.д. Составители «Высоцкого 80» выбрали из обширного музыкального наследия актёра лучшее, показав при этом полную картину. Конечно, можно немножко подискутировать на тему, «почему таких-то песен нет, а такие-то есть», но в принципе, даже беглого взгляда на трек-лист достаточно, чтобы констатировать, что всё главное в наличии, а спорных позиций - в трек-листе минимум. Военные, спортивные, шуточные, приблатнённые, цыганские, философские, лирические песни Высоцкого - выбирай на вкус, попутно поражаясь масштабу таланта артиста донести до аудитории правду жизни при минимуме изобразительных средств.
Что ещё важно - издатели сборника не пытались как-то «улучшить» Владимира Семёновича. Голос и гитара, иногда потешная гримаса, иногда стиснутые зубы - этого вполне хватало и хватает. Понятно, что при жизни Высоцкий мечтал, чтобы его стихи и прозу официально печатали, а песни записывались с оркестром Гостелерадио СССР и выходили на «Мелодии». Были даже опыты таких записей, причём не только за границей, но и в Советском Союзе. И миньоны на «Мелодии» тоже были. Однако до миллионов слушателей песни Высоцкого дошли не по официальным каналам, а с затёртых катушек и кассет, кое-как записанных и переписанных. Никаких оркестров на этих плёнках не было, но харизма и энергетика Высоцкого пробивала самую некачественную запись. Сборник эту особенность бережно сохраняет, хотя, конечно, от шумов и шуршаний это издание избавлено.
Удивительно, но эти ретро-записи не вызывают никакого чувства ностальгии. Шуточные песни о советской действительности опровергают мифы о благословенных 70-х, а военные композиции лишены ура-патриотизма и оказывают отрезвляющее воздействие на тех, кто «может повторить». Не говоря уже о том, как пугающе актуально звучат сегодня некоторые произведения 45-летней давности - например, про «коварный зарубеж» и жертвы телевидения.
Алексей Мажаев, InterMedia