На Content Summit Russia обсудили отечественный контент в России и за рубежом
Первая конференция Content Summit Russia состоялась в рамках 20-й выставки-форума CSTB. Telecom & Media в “Крокус Экспо” 31 января 2018 года. Организаторы мероприятия - компании «Мидэкспо» и «Экспоконтент» при поддержке Ассоциации дополненной реальности AVRA, Ассоциации продюсеров кино и телевидения и портала «Кабельщик», а также информационных партнеров - информационного агентства InterMedia, порталов ProfiCinema, «Кинобизнес сегодня» и многих других. Конференция собрала ключевых международных игроков кино-, теле- и телеком-индустрии, которые обсудили маркетинговые исследования рынка контента в РФ, перспективы его выхода на международный рынок и развитие отечественных телеканалов за пределами РФ, новые технологии и тренды будущего медиаотрасли.
Конференцию открыла Дарья Петрова (заместитель генерального директора выставочной компании «Мидэкспо»). По ее словам, в 2016 году эксперты телевизионного рынка сошлись во мнении, что во главе успешных продаж стоит качественный контент. Сильван Форо (представитель компании Reed Midem) представил доклад о российском контенте на лидирующем телевизионном рынке. По его словам, если раньше Россия, как правило, делала закупки, то сейчас стала больше продавать за рубеж и вошла в топ-10 крупнейших поставщиков контента. При этом доля участников от России увеличилась на 20% на MIPTV и на 30% на MIPCOM.
В рамках сессии «Исследования российского контента» крупные исследовательские компании представили отчеты о рынке национального телевизионного контента в целом и детского контента в частности. Компания KVG Research провела анализ контента на 18 крупнейших каналах. В 2016 году доля национального контента на ТВ составила 72%. В эфире всех каналов превалирует отечественный контент, хотя на СТС и ТВ3 доли зарубежного и национального наполнения эфира почти равны, а на «Пятнице» и «Ю» доминирует зарубежный, так как передачи для них производят украинские компании. По типу контента в эфирной сетке лидируют сериалы, развлекательные программы и кинотеатральные фильмы. В топ-10 российских производственных компаний по объему премьерных часов входят «Солярис Промо Продакшн», «М-продакшн» и «Красный квадрат».
Кирилл Танаев (директор Mordern Media Research Institute) выступил с докладом на тему «Дети. Медиапотребление. 2017». Детское потребление медиа в России растет во всех сферах: телевидение, мобильные технологии, видеохостинги, игры. Это связано с демографическим ростом и доступностью различных устройств. Дети стали драйвером роста потребления видео и на ТВ, и в интернете. Они определяют моду на контент, на игры, на игрушки. Таким образом, если индустрия сумеет предложить поколению релевантные продукты и контент, она сформирует лояльную аудиторию на несколько десятилетий.
Вера Оболонкина (директор департамента детских и юношеских программ АО «Первый канал. Всемирная телесеть») и Юлия Юзбашева (директор исследовательского агентства ValidataKIDS) проанализировали запросы и тренды в производстве и дистрибьюции детского контента. Согласно исследованию ValidataKIDS, современные родители хотят частично заменить воспитание своих детей телевизором. Тренд на образование и познание — один из глобальных мировых трендов. Соответственно, требования к контенту следующие: он должен быть развлекательным, образовательным и мотивирующим одновременно. Детскому телеканалу следует иметь в эфире познавательные и развивающие программы, программы о животных, мультфильмы, мастер-классы, музыкальные программы, при этом должен превалировать российский контент и ориентировка на точную возрастную группу.
В дискуссионной панели на тему «Российский контент на международном рынке» приняли участие Александр Цекало (основатель и генеральный продюсер кинокомпании «Среда»), Александра Модестова (глава компании «Экспоконтент»), Влад Ряшин (основатель и генеральный продюсер компании Star Media), Василий Соловьев (российский ТВ и кинопродюсер), Алексей Троцюк (генеральный продюсер проектов, член совета директоров студии Yellow Black and White) и Гевонд Андреасян (продюсер кинокомпании «Большое кино»). Модератором дискуссии выступила Нина Ромодановская (главный редактор портала «ПрофиСинема»).
Эксперты поделились своим опытом работы на международном рынке, в частности рассказали о продажах контента зарубежному покупателю — опыт каждого продюсера уникален. Главным выводом дискуссии стала мысль, что единственным рецептом успешных продаж, в любом случае, становится качество контента и универсальность темы. Также многие спикеры считают, что продвижению российского контента на международном рынке нужна государственная поддержка и регулирование организацией, учитывающей все тонкости процесса.
Видео в формате 360° применяется в различных сферах, развлекательных и коммерческих, однако возможности технологии для кинематографа, а именно художественной изобразительности, пока ограничены. Георгий Молодцов считает, что лучше всего такое видео работает в документальном кино и анимации. Например, его компания делает VR-ролики, созданные при участии людей с инвалидностью. Они дают зрителю возможность оказаться в одной конкретной ситуации и «прожить» ее вместе с персонажами.
В рамках завершающей дискуссии «Развитие российских каналов за пределами РФ» встретились производители телевизионного контента и операторы общественных объединений операторов связи и вещателей стран СНГ и Балтии. Модератором стала Яна Бельская (главный редактор портала «Кабельщик»). Выводы встречи оказались не слишком позитивными. Эксперты обсудили проблемы выхода на зарубежные ТВ-рынки российских телеканалов и теледистрибьюторов, диагностировав стагнацию и даже уменьшение аудитории российских каналов за границей. Это связано с ростом культурного разрыва, сменой поколений эмигрантов, законодательными особенностями и препятствиями на конкретных территориях, а также политическими конфликтами. Михаил Ковальчук (CEO Signal Media) считает, что одним из путей решения этих проблем может стать локализация контента для зарубежного телевидения и перевод его на местный язык. Однако не все участники дискуссии согласились с коммерческой целесообразностью этого процесса, особенно для территорий с небольшим количеством потенциальных зрителей.
Дискуссии, прошедшие в рамках конференции Content Summit Russia показали большой интерес к трендам и проблемам кино- и телеиндустрии со стороны участников и посетителей, они будут продолжены в 2019 году.