Рецензия: Карандаш - «Ролевая модель» ****
2017, «Карандаш продакшн»
Когда грампластинки в гигантских конвертах готовились уступить места на прилавках гораздо более компактным компакт-дискам, все радовались техническому прогрессу. Все, кроме эстетов - тонких ценителей тёплого лампового звука и любителей разглядывать пластиночные обложки. Приводя в пример некоторые шедевры кавер-дизайна, люди с художественным вкусом стенали о том, что жанр неминуемо умрёт - кто там захочет рисовать что-то ценное на крохотных квадратиках CD.
Жанр не умер, хотя разглядывать обложки действительно стало труднее, а отношение к ним стало проще. Как ни странно, институт обложек никуда не делся и после перехода большинства музыки в формат интернет-ссылок. Хотя при прослушивании музыки в телефоне пользователю вроде совсем не до обложек, каждый альбом и даже большинство синглов по-прежнему не обходятся без титульной иллюстрации. И это правильно, ведь креативная обложка привлекает к альбому иногда больше внимания, чем лид-сингл.
Например, диск рэпера Дениса «Карандаша» Григорьева резко выделялся на странице новинок любого стримингового сервиса своей обложкой. Вы знаете, кто этот мощный старик? Даже если не знаете - вы заинтригованы. Узнав же, что это нездешнее лицо принадлежит композитору Ференцу Листу, вы заинтригованы вдвойне. Рэпер Карандаш ставит на обложку портрет Листа и словосочетание «ролевая модель» - что, почему? Он теперь на музыку Ференца нашего будет речитативы читать? Вы ещё слушать не начали, а уже столько вопросов - вот что правильно выбранная обложка животворящая делает.
Композитор Лист пока не стал для Карандаша ролевой моделью, но если вслушаться и вдуматься в альбом, выяснится, что текст тут не имеет приоритета над музыкой. Хотя это вроде бы и рэп, исполнитель уделяет пристальное внимание мелодиям и аранжировкам, а жёсткой читке предпочитает лиричное напевание. О многом говорят и имена приглашённых на альбом гостей: с Ёлкой Карандаш записал одну из самых красивых вещей пластинки «Tissot», а со Звонким - ещё два мелодичных трека. Да и в сольных вещах рэпер обходится без агрессии и, что по нынешним временам редкость, без мата, позволяя себе иногда только грустноватую самоиронию. В этой довольно убаюкивающей манере Карандашу удаётся иногда продекларировать какие-то важные мировоззренческие вещи - например, в треках «Ролевая модель» и «Времена». Одна из песен альбома концептуально называется «По-мед-лен-ней» и так же неторопливо звучит: это восьмой номерной диск 37-летнего рэпера, и всё на пластинке говорит о том, что он здесь надолго и спешить ему некуда. На фоне суетящихся новичков этот хип-хоп среднего возраста выглядит обстоятельным, основательным и имеет куда более значительный срок годности и потенциал для переслушивания.
Алексей Мажаев, InterMedia