Рецензия: «Секретное досье». Остановить войну рутинными способами ***

Историческая драма «Секретное досье» выйдет в российский прокат 22 февраля 2018 года. Режиссер: Стивен Спилберг. В ролях: Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Сара Полсон и другие.

1966 год. Американская армия во Вьетнаме безуспешно пытается прорвать оборону местных повстанцев. Паническое отступление, горы трупов, тотальная деморализация… Всё это подмечает и записывает посланный сюда американцами наблюдатель, готовящий официальный отчет для министерства обороны США. Глава ведомства Роберт Макнамара ведёт себя настолько лицемерно, что причастные к составлению отчета намеренно допускают утечку информации.

Спустя пять лет владелица газеты Washington Post Кэй Грэм (Мэрил Стрип) озабочена падением котировок акций своего предприятия. Простая арифметика показывает: издание может лишиться 25 толковых журналистов, что автоматически повлечет за собой потерю читателей-интеллектуалов. Газете срочно требуются сенсационные материалы, к числу которых никак не может относиться репортаж со свадьбы дочки президента Никсона. Тем временем конкуренты Washington Post из New York начинают публикацию секретного досье по войне во Вьетнаме. Компаньон Кэй Бэн Брэдли (Том Хэнкс) задаётся целью во что бы то ни стало перехватить инициативу.

В 2017 году издание Washington Post отметило своё 140-летний юбилей. Новая камерная драма Стивена Спилберга явно приурочена к этому поводу. Как и любой официозный подарок, фильм «Секретное досье» получился необязательным, тяжеловесным и лишенным острых углов. Картинка что надо, гениальные актеры отрабатывают свой гонорар на все сто, но за их персонажей не хочется переживать, потому что интуитивно ощущаешь, что ничего страшного им не грозит.

Нынешним журналистам, наверное, небезынтересно будет посмотреть, как работали их коллеги полвека назад. Интернета не было, информация добывалась всеми правдами и неправдами, и методы многих репортеров ничуть не отличались от замашек малолетних карманных воришек. Но даже эта пикантная параллель в «Секретном досье» обыграна не очень увлекательно. Единственным ценным посылом фильма является тезис о том, что никакая дружба представителей прессы с героями их статей невозможна – даже если обе стороны старательно её имитируют.

Рутинные инициативы Кэй и Бэна мотивированы в фильме их похвальным желанием остановить бессмысленную бойню. Судя по дате вывода американских войск из Вьетнама, газетчикам это не очень-то удалось. О том же, чтобы показанный в фильме прецедент мог быть повторён в наши дни, не может быть и речи – ведь пресса окончательно утратила своё почетное звание «пятой власти». Стивен Спилберг всего-навсего лишний раз напомнил журналистам о том, насколько они бесправны.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости