Рецензия: «Убийство священного оленя». Изображая жертву ****

Психологический триллер «Убийство священного оленя» выйдет в российский прокат 15 февраля 2018 года. Режиссер: Йоргос Лантимос. В ролях: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Алисия Сильверстоун, Барри Кеоган и другие.

Опытный кардиохирург Стивен (Колин Фаррелл) живет с женой (Николь Кидман) и двумя детьми, которых держит в ежовых рукавицах. В доме чётко разделены обязанности, к любым попыткам сына и дочери поменяться отведенными им ролями отец относится крайне болезненно. При этом у самого Стивена есть одна тайна: время от времени он втихомолку встречается с угрюмым подростком Мартином, задабривая его дорогими подарками.

По ходу действия выясняется, что таким образом хирург стремится искупить вину за неудачно проведенную операцию. Однако у Мартина свои представления о справедливости. В какой-то момент он сообщает Стивену о необходимости принесения человеческой жертвы. Отказаться от жуткого предложения невозможно, ибо на кону стоят жизни всех членов семьи доктора.

Первая половина «Убийства священного оленя» изрядно напоминает «Кабельщика» Бена Стиллера – но без искрометных гэгов и эксцентричного шоу Джима Керри. Бесстыдное манипулирование психически неполноценного Мартина безотказным Стивеном показано сурово и без прикрас. Небрежно сплетённая паутина иллюзорных обязательств отнюдь не кажется безобидной, ведь каждая встреча антагонистов сопровождается действующими на нервы шумовыми эффектами, а беспомощность доктора перед самозваным кукловодом подчеркивается обилием панорамных планов, где герой Фаррелла кажется жалкой букашкой.

Искать в «Убийстве священного оленя» логическое обоснование происходящего абсолютно бессмысленно. Ведь перед нами настоящая притча, снятая по модели «Мамы» Даррена Аронофски. Только вместо библейских аллюзий – перенесенный в современность сюжет трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Ифигения в Авлиде». Карающий рок в лице съехавшего с катушек Мартина действует безотказно, заняв место милосердного Бога.

Сексуальное удовольствие, налаженный быт и семейное благополучие, которые Стивен ценит превыше всего, вывернуты в фильме наизнанку и представлены в максимально неприглядном виде. Чего только стоят натуралистичные диалоги, вертящиеся вокруг телесного низа и будто бы отсылающие к витиеватым речам празднословов из тарантиновских боевиков! Последовательно реконструируя все завоевания западной цивилизации, режиссер Йоргос Лантимос не оставляет от неё камня на камне.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости