Рецензия: документальный фильм «Джо Кокер» ****
Документальный фильм «Джо Кокер» (2017, Eagle Rock Film Productions, Otmoor Productions Limited, режиссёр и автор сценария - Джон Эдгинтон) был показан Первым каналом в ночь на 10 февраля 2018 года.
Джо Кокер был нетипичной рок-звездой - толстенький, лысенький, к тому же певший чужие песни. Но как он это делал! Радио, которое до сих пор крутит хриплые баллады в его исполнении, полного представления не даёт: нужно смотреть видеозаписи или вспоминать московские концерты Кокера, чтобы оценить этот театр мимики и жеста одного актёра, который подыгрывал себе на воображаемой гитаре и других воображаемых инструментах. Это было нечто.
В первых кадрах нового документального фильма Кокер наоборот показан «типичной рок-звездой» времён Вудстока - хипповские лохмы, счастливый затуманенный взгляд, стакан в руке... Те времена для фэнов классического рока священны, и подобные фрагменты вызывают прилив счастливой ностальгии по лету любви, свободному сексу и полной обдолбанности (точнее, по неким идиллическим фантазиям обо всё этом). При виде всклокоченного Джо, в котором с трудом узнаётся будущий седой пузатый старичок, зритель думает, что сейчас фильм покажет ему молодого «настоящего» Кокера, и заранее настраивается на «вудстокскую» волну. Но не тут-то было! Сценарист и режиссёр Джон Эдгинтон переворачивает всё с ног на голову (а если вдуматься, то наоборот, с головы на ноги). После кадров с молодым лохматым Джо лента отправляется в мрачное шеффилдское детство будущего артиста, к его непростому пути к успеху. Путь оказался извилистым, но при этом коротким. Довольно скоро Кокер оказывается в Америке, поёт на Вудстоке и едет в тур с Леоном Расселлом и Mad Dogs and Englishmen. Бешеный успех, эйфория, сорок человек на сцене (одних только барабанщиков четверо), тонны алкоголя и наркотиков, невероятный эмоциональный подъём - всё это отменно передают архивные кадры и свидетельства очевидцев. Ощущение, что так будет всегда, сменяется резким, как удар поленом по голове, разочарованием: из легендарного тура Кокер вернулся без денег (это экономика: в гигантском бэнде гонорары не покрывали расходов, особенно с учётом излишеств), спившимся и почти сторчавшимся. Недавний герой Америки приплёлся в родной Шеффилд и два года вообще не помышлял о возобновлении музыкальной карьеры, продолжая терзать организм выпивкой и веществами. В 1971-м у него были хорошие шансы присоединиться к «клубу 27», но он проскочил (и дожил до семидесяти). В туре с Mad Dogs and Englishmen «состояние нестояния» не мешало ему петь, не теряя голос и не забывая слова, а в начале 70-х в Англии он сорвал не один концерт, приходя на них вдребезги пьяным.
Вот она - цена счастливых «кульминационных» кадров, с которых начинался фильм. Фактически всю оставшуюся карьеру (да и жизнь) Кокер пытался прийти в себя после «лета любви», и удавалось это ему с переменным успехом. Режиссёр, не впадая в морализаторство, «с маленькой помощью его друзей» фиксирует главные вехи драматичной биографии Джо, рисуя его великим музыкантом и добрым, но сложным человеком, которого на самом деле никто не знал по-настоящему. «Он бесподобен, когда в форме», - говорит один из героев ленты, и многочисленные концертные фрагменты подтверждают это каждым кадром.
Алексей Мажаев, InterMedia