Рецензия: Маша Хима - «Сборник любовных диссов» **
2018, «Союз Мьюзик»
Даже если вы иронично относитесь к рэперам, вам придётся признать, что жанр на подъёме: лидеры собирают гигантские стадионы, а новички стремительно проделывают путь от интернет-дискуссий до аншлаговых концертов. Большинство открытий и «прорывов года» на нашей сцене связаны не с попсой и тем более не с роком - а с наглыми бубнящими парнями со странными кличками. Это на данный момент неоспоримый факт. Как и то, что слово «парни» использовано не случайно: девушки-рэперши остались в стороне от этого праздника жизни и покорения шоу-бизнеса. В лучшем случае они обеспечивают качественный бэк-вокал и оттеняют мрачные физиономии рэперов свой красотой. Слушая резвые и резкие рэп-альбомы, я порой задавался вопросом, почему среди этой россыпи талантливых рифмачей никак не появится какая-нибудь девица. Скриптонитка какая-нибудь, например, почему нет. И яркая рэп-девица ведь сразу выйдет в лидеры жанра - конкуренции-то практически нет.
Правда, эти размышления неизбежно заводили в тупик, стоило мне представить, как и о чём могла бы читать эта гипотетическая рэп-звезда. В голову всё время лезли шуточные треки Бьянки, где она ругалась. При этом совершенно понятно, что мат в женских устах выглядел бы грубо, а жёсткие строки про секс, к которым в мужском исполнении отношение скорее одобрительное, для девушки были бы малоуместными... Что ещё? Политика, социальная справедливость, юмор? Ну не знаю, может быть, юмор, да и то... Если мужик несёт бездарную околесицу, то и пусть его, а за девушку в такой ситуации почему-то неловко, да простят меня лица, выступающие за полное равенство полов. Правда, есть ещё жанр диссов, которым многие дамы (даже порой не знающие значения слово «дисс») владеют виртуозно - но опять-таки при вынесении на широкую публику обзывательства в адрес соперницы могут шокировать. Те, кто когда-нибудь видел женскую драку, меня поймут: это действительно жуткое зрелище - с визгами, матом, выдиранием волос и запрещёнными приёмами.
На этом мы теоретическое занятие заканчиваем и переходим к практикуму - благо под руку вовремя подвернулась точная музыкальная иллюстрация ко всем этим рассуждениям. «Сборник любовных диссов» концептуален и полностью соответствует своему названию. Девушка адресует свои куплеты тупой тёлке и бывшему, иронизирует над парнями, легко срываясь на грубость, матерится и истерит. Словом, делает всё то, что гипотетически страшило нас в женском рэпе и было описано во втором абзаце. Концептуальность альбома играет с Машей Химой злую шутку. Если бы треков заявленной тематики было два или три, всё можно было свести к проявлению чёрного юмора и, может быть, даже пару раз улыбнуться. Но рэперша впрягается в тему, закусив удила, долбит по штабам и пленных не берёт - отчего чувство неловкости у слушателя отчётливо перерастает в полноценное чувство стыда. Когда нежный девичий голосок повторяет что-то вроде «чо мне, на х..р, убиться теперь?» и бесконечно на сленге с примесью мата выясняет непростые отношения с парнями и соперницами, возникает ощущение, что ты подглядываешь за чем-то неприличным. Женский рэп по-прежнему в большом долгу перед зрителем, но если вы дослушаете до финальной песни «Грустная малышка», выяснится, что Маша просто ошиблась на альбоме с жанром. В «Малышке» есть приятная мелодия и пение, но нет выкриков ругательств - и слава богу. С такими песнями Маша Хима найдёт свой стиль и аудиторию, хотя лидера женского рэпа из неё не получилось.
Алексей Мажаев, InterMedia