Рецензия: документальный фильм «Роберт Плант» ***
Документальный фильм «Роберт Плант» (2017, Somethin' Else, Eagle Rock Entertainment, режиссеры Кристофер Уолкер и Боб Смитон) был показан Первым каналом в ночь на 17 февраля 2018 года.
На самом деле это не фильм «Роберт Плант», а один из выпусков телепроекта солиста AC/DC Брайана Джонсона «Жизнь в дороге» (Brian Johnson’s A Life On The Road). У Брайана в загашнике есть ещё несколько интересных собеседников-коллег - возможно, со временем российское телевидение покажет и другие его интервью. Начали же с самого «жирного» - солиста группы Led Zeppelin, с годами не потерявшего тяги к музыкальным экспериментам.
В соответствии с названием проекта Брайан Джонсон сначала долго едет за рулём куда-то далеко - на край географии в Северный Уэльс, где обосновался Плант. Роберт не пускает интервьюера и телезрителей домой, но пускает в свою творческую кухню, важной частью которой являются валлийские пейзажи. Бродя по округе, Джонсон и Плант натыкаются, например, на полуразрушенную «валлийскую лестницу в небо». Многое о герое выпуска говорит и тот факт, что встречать Брайана он вышел с мечом и в костюме из клипа 1973 года.
Формат телепроекта Джонсона отличается от привычных рок-документалок - это скорее расширенное интервью: вместо десятка спикеров со своими воспоминаниями имеется один главный и буквально пара «вспомогательных», которые, как и архивные кадры, иллюстрируют высказывания Планта. Хронометраж чуть более часа не подразумевает слишком подробного рассказа о биографии артиста - однако все основные вехи в ленте описаны, причём так, чтобы не превращать историю в ностальгический плач по Led Zeppelin.
Плант хорош; несмотря на бурную молодость, многие рок-ветераны стареют красиво и без признаков маразма. Он много философствует (глядя на пейзажи Северного Уэльса, его можно понять), но и о былом вспоминает охотно. Времена Led Zeppelin, по словам Роберта, не слишком отложились в его памяти, но тут на помощь приходит архивная хроника. Ностальгировать, впрочем, некогда: к «цеппелинам» Плант относится, как к красивой легенде, которая закончилась, а вот его творческая жизнь после 1980 года стала, может быть, менее бурной, зато более разнообразной. Led Zeppelin превратились в легенду, а Роберт Плант остался живым действующим и жадным до новых идей музыкантом. Большой воссоединительный концерт Zeppelin в 2007 году остался единственным, хотя группа могла бы успешно гастролировать ещё лет тридцать. Тем, кто не может понять, почему старички отказались от этой возможности, Плант отвечает в фильме: он считал этот реюнион игрой, своеобразным автотрибьютом. Для него Led Zeppelin - коллектив, который творит новую музыку и в котором есть Джон Бонэм. Со смертью последнего группа потеряла смысл и могла существовать только в виде памятника самой себе. А вот это Планта, который черпает вдохновение для своей музыки в самых разных уголках планеты и этнических жанрах, не устраивало. Фильм представляет краткую, но захватывающую хронику этих поисков: вот Роберт едет на африканский фолк-фестиваль, а вот он становится звездой MTV с рок-балладами в стиле какого-нибудь Ричарда Маркса - при этом на средних планах он выглядит близнецом Игоря Николаева и Владимира Кузьмина, - а вот находит вдохновение в блюграссе. У него нет никакой нужды цепляться за великое прошлое, потому что у него есть, что убедительно показано в фильме, гармоничное настоящее.
Алексей Мажаев, InterMedia