Рецензия: «Ночные грузчики» - «Ночные грузчики» ****
2018, Up! Up! Up!
Вот пример образцовой по лаконичности биографии группы с официальной страницы в соцсети: «Ночные грузчики» с 2007 по 2010 год записали четыре альбома. В 2018-м проснулись и записали еще один альбом». Правда, эта краткость обманчива, ибо главный талант «Грузчиков» заключается отнюдь не в немногословии. В том же паблике чуть ниже следует подробнейшая авторецензия на свежий альбом: для Михаила Енотова и Евгения Алёхина всегда было важным не только сочинить крайне насыщенные образами треки, но и непременно проверить, дошёл ли до слушателя их истинный смысл. Это довольно неделикатно со стороны поэтов: слушателю, может быть, охота самому поковыряться в рифмах и идеях, а Енотов и Алёхин бесцеремонно врываются в этот интимный процесс с криками «нет, ты понял?». Поэтому я рекомендую не слишком обращать внимание на витиеватые сопроводительные тексты, а просто пробовать альбом на слух.
Естественно, двух речитативящих рифмованные тексты субъектов автоматически записывают в рэп-дуэт, а их жанр определяют как «русский рэп». Это неправильно, в лучшем случае творчество «Ночных грузчиков» можно отнести к одному из экспериментальных подразделов рэпа. Енотов и Алёхин никакой не рэп-дуэт, а два поэта. У них не читка, а скорее декламация под музыку, причём музыкальное сопровождение имеет крайне мало общего с битами хип-хопа. Аккомпанементом для поэтических чтений у «Ночных грузчиков» становится гулкая булькающая интеллектуальная электроника, что роднит группу с приснопамятными любителями парадоксальных виршей 2H Company. Главную свою функцию - не отвлекать от стихов, а где-то тонко подчёркивать их настроение, - инструментальная составляющая альбома выполняет безукоризненно.
Но главное тут, конечно, тексты. Чтобы ими впечатлиться, не нужно быть большим любителем поэзии и не обязательно пытаться понять концепцию альбома «Ночных грузчиков». Даже если слушать пластинку вполуха, из «эфира» то и дело будут влетать прямо в мозг цепляющие фразы вроде «жизнь хочет моей смерти, и я иду ей навстречу, наматывая на вилку впечатления, как спагетти», «я читаю проповедь, но сам в неё не верю, я катаюсь по полу, скулю ранимым зверем, продаю две ноты, как бродяга-еврей рваный блокнот - это моё житие», «сейчас я скажу тебе главное, сынок, послушай внимательно, а можешь не слушать, ведь я такой же дурак, только с проседью. Жизнь - это баба, и лучше даже не пытаться понять её, просто любить её, пока она рядом, но всегда быть готовым, что бросит», «каждый раз выходя из дома, я оставляю на столе предсмертные записки». Подобного рода «воспоминания и размышления» порой отдают банальностью, но «Ночные грузчики» в своей неброской манере умеют делать их невероятно вескими и важными не только для себя, но и для слушателя. И если уж соглашаться с их играми в концептуальность, то будет непросто принять финальный трек альбома оказался «17/32», в котором превратившийся в обывателя поэт подводит неутешительные итоги: «Удивительно же, но лет 5, 10, 15 назад мою сложившуюся нынешнюю жизнь я бы принял за ад»; «удивительно, старый блокнот на родительской хате отрыв, обнаружить, что вся моя жизнь описана в глупых стихах школьной поры. Откуда тот прыщавый юнец знал, как, поседев, будет плакать навзрыд, когда станут равно невыносимы внутренний и внешний миры...».
Алексей Мажаев, InterMedia
InterMedia предупреждает: альбом содержит ненормативную лексику.