Рецензия: «Конец фильма» - «Греатест Хитс» ****, «Конец фильма» ***
2018, United Music Group
Сборник лучших песен «Греатест Хитс» первоначально выходил ещё в 2006 году, а сборник под оригинальным названием «Конец фильма» был выпущен в 2013-м: группа напечатала его небольшим тиражом, чтобы продавать на концертах. В 2018 году команда передала лейблу United Music Group права на цифровое издание этих дисков. Лейбл немедленно реализовал эти права, одновременно выпустив два сборника лучших песен группы «Конец фильма». Это решение может вызывать некоторое удивление: зачем нужно сразу два «беста», трек-лист которых наполовину совпадает? Однако, если поразмыслить... Можно и пять «бестов» выпустить одновременно - и пусть ленивый слушатель выбирает, какой ему ближе по духу.
Как видно из оценок рецензента, мне ближе оказался более ранний сборник. Вообще я считаю, что альбом лучших песен «Конца фильма» обязательно нужно иметь в машине, чтобы включать его в пробке или, наоборот, на скоростной трассе. В первом случае сбрасывает напряжение, а во втором можно орать, подпевая на скорости. При этом в соответствии с моими личными музыкальными вкусами я всегда предпочту сборник «КФ», максимально похожий на их официальный дебютный альбом «Саундтреки (До свидания, невинность)». На мой взгляд, это один из самых недооценённых альбомов в русском роке, а для группы - непревзойдённая вершина. Потом у «Конца фильмы» были неплохие пластинки и с десяток хитов, в том числе и почти всенародных (как «Юность в сапогах»), но до издевательской наглости «Саундтреков» они больше не дотянулись. «Жёлтые глаза», «Элис», «Ночь Одиночество», «Пуэрториканец», «Машина цвета Валентино», «Джо», «Я дам тебе всё», «Шоссе» - чем больше в сборнике песен из этого списка, тем выше оценка.
А во фразе про «недооценённость в русском роке», собственно, содержится и объяснение причины этой недооценённости. Собственно, «Конец фильма» в начале века причисляли к русскому року только из-за отсутствия альтернативных жанровых тусовок. Творчество лидера и автора песен Евгения Феклистова в российские рок-традиции вписывалось с трудом. Возможно, это как-то связано с тем, что детство и юность музыкант провёл в Эстонии - в его песнях не было никакой зашоренности, зато были немного пародийная порочность, тяга к провокативности и обаяние. Это всё качества, к которым в нашей рок-музыке относятся с некоторым подозрением. Поэтому хиты вроде «Жёлтых глаз» к публике пробились, а провокации типа «Джо» (песня от лица гомосексуалиста, упрекающего партнёра в неверности) так и остались на культовых альбомах. Характерно, что на раннем сборнике «Джо» есть, а на позднем уже нет: она и в 2001 году казалась «стремноватой» (и оказалась неприемлемой для радиоэфиров), а сейчас бы её, наверно, вообще запретили.
Феклистов давно москвич и по мере его ассимиляции из музыки «Конца фильма» постепенно уходила эта былая безбашенность. Ёрнический тенор, композиторский талант, драйв и здоровенная фига в кармане остались, да и карман этот с двойным дном, однако за очерченные «рамки приличий» группа давно не выходит. Даже в этих рамках «КФ» порой записывает отличные сильные номера, которых хватает на то, чтобы хоть каждый год выпускать новые сборники лучших песен.
Алексей Мажаев, InterMedia