Рецензия: «Мария Магдалина». Страсти Христовы – женский взгляд ****
Историческая драма «Мария Магдалина» выйдет в российский прокат 5 апреля 2018 года. Режиссер: Гарт Дэвис. В ролях: Руни Мара, Хоакин Феникс, Чиветель Эджиофор и другие.
33 год нашей эры. Иудея находится под юрисдикцией Римской империи. Оккупанты налагают на жителей страны непосильные налоги и периодически совершают опустошительные набеги. Евреи напряженно ожидают предсказанного библейскими пророками пришествия Мессии (Хоакин Феникс), который освободил бы их государство от захватчиков и взял бы на себя бразды правления. На эту роль претендует бродячий философ Иисус Христос, проповедующий личное покаяние и исцеляющий безнадежно больных.
Слухи о Спасителе доходят до сердобольной жительницы Магдалы по имени Мария (Руни Мара). Девушка отличается редкостной выдержкой, которая ей помогает, например, принять роды у золовки. Но, по большому счету, применения своим прекрасным качествам Мария найти не может, потому что отец и братья требуют от неё женитьбы на знакомом вдовце, а она мечтает всецело посвятить себя Богу, только пока не представляет, как это сделать.
Мария Магдалина была одной из самых преданных и толковых учениц Христа, но в Евангелиях о ней сказано не так уж и много. Туманность сведений из священного писания привела к тому, что толкователи ее путают то с сестрой Лазаря, носившей то же имя, то с женщиной, омывшей Иисусу ноги миром и отершей их своими волосами. Вся эта неразбериха в определенный момент вылилась в то, что католические богословы без малейших на то оснований в какой-то момент объявили Магдалину падшей женщиной. Полная её «реабилитация» произошла в 2016-м. Так что фильм как раз появился своевременно.
Доподлинно известно лишь то, что Мария следовала за Христом до последнего, став свидетельницей и его крестной смерти на Голгофе, и последующего Воскресения. В фильме эти события отражены скрупулёзно. Сложнее с еще одним задокументированным в Новом Завете эпизодом - изгнания Иисусом из Магдалины семи бесов. В фильме родственники действительно подозревают Марию в одержимости – и даже пытаются провести над ней изуверский обряд экзорцизма. Затем Спаситель заверяет, что никаких бесов в ней нет. Но если подразумевать под евангельскими бесами не нечистую силу, а семь смертных грехов, то особых противоречий между Библией и лентой не возникает.
Гораздо больше вопросов вызывает линия Иуды, который представлен в фильме приветливым малым, превыше всего ценящим семейственность. Однако и здесь стоит глядеть глубже. Если представить, что деньги евангельскому Иуде были остро нужны не для себя, а для родственников, то когнитивный диссонанс вновь окажется мнимым.
Самое очевидное противоречие между первоисточником и его интерпретацией кроется в цитируемой в фильме дважды притче о горчичном зерне. Создатели «Марии Магдалины» приписывают его посадку женщине, хотя в Евангелии указание на пол сеятеля отсутствует. В этом кроется ключ ко всему пониманию фильма: женский взгляд на последние дни Христа и апология феминизма. При этом не надо забывать, что первыми воскресшего Спасителя действительно увидели женщины, поэтому сенсационным или новаторским представленный в картине ракурс может показаться разве что непосвященным.
Денис Ступников, InterMedia