Рецензия: «Гоголь. Вий». Тайна рождения Николая Гоголя ***
Исторический триллер «Гоголь. Вий» вышел в прокат 5 апреля 2018 года. Режиссер: Егор Баранов. В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин и другие.
Начинающий сельский сыщик Николай Васильевич Гоголь по-прежнему накоротке со всякой нечистью. Русалки дружно выходят его встречать из реки во время вынужденного ночного купания, а главная из них по имени Оксана бешено ревнует симпатичного дознавателя к живой помещице Данишевской (Таисия Вилкова). По ночам Гоголя продолжают мучить туманные видения, которые могут дать ключ к расследованиям регулярных убийств девушек.
Размеренную жизнь селян нарушает то очередное немотивированное преступление, то неистовый пан Басаврюк, то смешливая ведьмочка Ульяна. Однажды Гоголю с неимоверной точностью удается вычислить очередной день убийства. Для того чтобы уберечь жительниц села, он придумывает, как ему кажется, хитроумный план по их спасению. Однако бесы не дремлют, и всё обставляют так, что виновником творящихся бесчинств может оказаться главный их противник.
Во второй части кинотрилогии наступает та самая стабильность, которую легко можно перепутать со стагнацией. Ответственный за остроумные шутки Олег Меньшиков здесь пока отсутствует вовсе. Писательство Гоголя задвигается куда-то на задний план, а вся интрига фильма, главным образом, держится на детективных коллизиях. Ленту легко можно поставить в один ряд с каким-нибудь сериалом о тайнах следствия: чуткий нервный герой, ставящие ему палки в колёса коллеги и нелепые помощники, порою еще больше осложняющие дело.
Некоторые авансы, выданные трилогии по просмотру ее первой части «Гоголь. Начало» ещё (?) не оправдали себя. Александр Петров в роли Гоголя до сих пор нескладен и растерян. Верный слуга писателя совсем перестал разряжать обстановку. Поубавилось шуток о «москалях». Визионерские способности главного героя тоже, в общем-то не получают своего развития.
В то же время, топтанием на месте происходящие в фильме события назвать никак нельзя. Ключевые моменты повестей «Вечер накануне Ивана Купалы» и «Вий» встроены в канву довольно ловко и изобретательно. После выхода недавнего фэнтезийного «Вия» трудно было представить, как еще можно подать этот сюжет, но в нынешней трактовке он заиграл новыми красками благодаря бесстрашному Хоме Бруту, говорящему заученными фразами из Евангелия и владеющему восточными единоборствами.
Фактов реальной биографии Гоголя, по сравнению с предыдущей частью, не так уж и много. Зато прекрасно обыгран факт ранней смерти нескольких братьев и сестер будущего классика и выдвинута любопытная гипотеза о тайне его рождения. Осталось так же виртуозно рассказать о его смерти, и есть надежда, что заключительная лента «Гоголь. Страшная месть» не обманет этих ожиданий.
Денис Ступников, InterMedia