Рецензия: «Биртман» - «RnB мёртв» ****
2018, «Союз Мьюзик»
Группа «Биртман» продолжает знакомить слушателей с обширным наследием блатного шансонье Зиновия Аркадьевича Биртмана. Это невероятно талантливый (хотя и никогда не существовавший) артист ещё в 70-е годы предугадал огромное количество реалий жизни следующих поколений - селфи, лайки, палёные «Найки»... Чем, конечно, грех не воспользоваться. Затянувшаяся постмодернисткая мистификация не кажется надоевшей - ибо музыканты «Биртмана» с невероятным азартом воссоздают дух подпольного кабака 40-летней давности. Лабухи, игравшие в том кабаке, - это какие надо лабухи: они умеют играть примерно всё, знают невероятное количество песен, запросто меняют стили, а особенно поднаторели в моднейших направлениях: диско, итальянская эстрада, блатняк а-ля запрещённый Аркадий Северный, немного полузапрещённого советского рока и т.д. К слову, «Биртман» не только виртуозно воссоздаёт музыкальный дух того времени и даёт возможность повеселиться, но и заставляет удивиться: что ж такого страшного было в подобных песнях, что их так старательно запрещали?
Альбом сразу включает тумблер «хорошее настроение». Название первой песни «RnB мёртв» звучит утешительно для многих любителей музыки, а стилистика самой композиции не имеет почти никакого отношения к заявленному в заголовке мёртвому жанру: это танцевальная эстрада с элементами диско и изящным парафразом знаменитой формулы Бориса Гребенщикова «рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет». «Белла» рифмуется с «лемончелло», но в целом в амплуа бонвивана-женолюба Зиновий Аркадьевич выглядит не слишком убедительно, хотя его адепты и стараются. В «Иволге» отличный женский вокал, но не слишком удачный текст от мужского лица. Куда смешнее получается, когда «Биртман» начинает из своих выдуманных 70-х перекличку с культурными кодами десятых годов ХХI века. Группа «Хлеб» пела про куртку Stone Island - «Биртман» отвечает ему счастливой песней про бушлатик того же бренда. В лирической «Томке» группе было непросто оставаться в рамках лирического амплуа и не отчебучить какую-нибудь постмодернистскую шутку. Зато в «Пабло Эскобаре» сдерживаться уже не пришлось, поэтому «Биртман» наворотил здесь и «горы кокаина», и почему-то легкомысленную жизнерадостность итальянской эстрады, хотя Эскобар был колумбийцем.
Под «Циркониевый браслет» можно поверить, что Зиновий Биртман действительно существовал - даже несмотря на то, что аутентичный кабацкий шансон 70-х тут слегка разбавлен какой-то латинщиной. На «Палёных «Найках» представлен самый запоминающийся припев альбома, а финальная «Этим летом...» - этакий жестокий романс, чересчур откровенный для 70-х. Как бы то ни было, эклектичность пластинки скорее идёт ей в плюс, да и от проекта, не сдерживаемого условностями определённого жанра, можно ждать ещё немало приятных сюрпризов.
Алексей Мажаев, InterMedia