Рецензия: «Остров собак». Псы с городских окраин – есть такая порода ***
Фантастический мультфильм «Остров собак» выходит в российский прокат 3 мая 2018 года. Режиссер: Уэс Андерсон. В ролях: Брайан Крэнстон, Кою Ранкин, Эдвард Нортон и др.
Десять веков назад в Японии разразилась нешуточная война между собачниками и кошатниками. Котопоклонники из клана Кобаяши в жестокой схватке одержали верх, но их предводитель оказался обезглавлен. Триумф омрачен, и кошатники поклялись в будущем отыграться сполна на своих противниках, невзирая ни на какие сроки давности.
В недалеком будущем в мифическом городе Мегасаки правит властный мэр из клана Кобаяши. Под предлогом борьбы с эпидемий он выдворяет всех собак на Остров Отбросов, полностью проигнорировав заверения товарищей ученых в том, что универсальное лекарство уже получено. Выжившие псы ведут полуголодное существование, пока к ним не прилетает на джете 12-летний племянник мэра Отари, ищущий своего четвероногого воспитателя. Обитатели острова вызываются помогать мальчонке, провоцируя в итоге настоящее народное восстание.
Конечно же, мы имеем дело с сатирой, причем – уходящей своими корнями в давнюю литературную традицию. Из совсем уж «лохматых» первоисточников вспомним писания желчного Джонатана Свифта. Из классиков ХХ века – Анатоля Франса с его утонченным «Островом пингвинов». По нерву и интеллектуальной глубине «Остров собак» проигрывает им почти вчистую. Для сатиры здесь слишком много декора, побочных сюжетных линий и неукротимой фантазии. «Няшного» же зрелища тоже не выходит из-за обилия натуралистических подробностей (трансплантация почки, помоечные пейзажи и проч.), делающих ленту совершенно недетским зрелищем.
Несмотря на толковый синопсис, «Остров собак» невыносимо скучен. Попытка показать современных «псов с городских окраин», которые ассоциируются то ли с гопниками из одноименной песни «ЧайФа», то ли с лагерем беженцев, кажется очень толковой затеей. Но, похоже, режиссер не понимает, какую роль в исторической перспективе может занять эта прослойка, поэтому повествование то и дело пробуксовывывает, а победы хвостатых бунтарей трудно отличить от поражений и, соответственно, наоборот. Похоже, Уэс Андерсон страшится будить лихо – и правильно делает!
Из хороших новостей – сложная структура повествования, иронично поданные флэшбэки и постмодернистские затеи. В конце концов, «Остров собак» много нам сообщает о менталитете современных японцев, которые отчаянно балансируют между сухим педантизмом конченого прагматика и безрассудством самурая. Так что проще воспринимать мультфильм как этнографический очерк, нежели огнедышащий памфлет.
Денис Ступников,InterMedia