Антон Батагов рассказал на радио «Орфей» о популярности барочной музыки и новой работе

Пианист и композитор Антон Батагов дал эксклюзивное интервью радиостанции «Орфей». Встреча музыканта с корреспондентом радио «Орфей» Натальей Михайловой состоялась на выступлении Батагова  в Филармонии-2 с презентацией нового диска «Вечерний гимн», который выпустила фирма «Мелодия». В альбом вошла музыка Генри Пёрселла, Джона Булла, Уильяма Бёрда, Джона Дауленда и анонимных авторов XVI и XVII веков. Пианист рассказал о своем слушателе и о том, почему барочная музыка актуальна до сих пор.

- Неправильно говорить «мой» или «чей-то ещё» зритель, - считает Антон Батагов. -  Да, наверное, есть такая публика, которая в каком-то смысле «не моя». И мне хочется, чтобы эта публика изменилась не для того, чтобы стать моей, а просто, чтобы она изменилась. <…> Я сам, когда иду на какой-нибудь концерт, спектакль или фильм, всегда надеюсь, что уйду оттуда другим человеком. Если это происходит, значит, всё получилось. И я пытаюсь делать какие-то вещи, которые, прежде всего, меняют меня как человека и как музыканта. И есть надежда, что кому-то это тоже поможет измениться, каждому в свою сторону. При этом я никому ничего не диктую и не навязываю.

Говоря о причинах популярности барочной музыки в наше время, музыкант объяснил, что барокко – это «последнее звено в огромной цепочке музык, которые обладали цельностью».

- В ней всё всему соответствует и подчинено вертикали, она действует по-другому. Это музыка людей, у которых другое сознание, - считает Антон Батагов. - Не было такого, чтобы композитор назвал себя гением и написал в фейсбуке, что сейчас заканчивает какую-нибудь вещь по чьему-нибудь заказу. Люди просто каждый день занимались своим ремеслом и могли друг друга профессионально оценить. Понятно, что их жизнь не была прекрасной. Кто-то из этих людей, например, Уильям Бёрд, прожил почти сто лет. А вот Пёрселл – 36. Но кто бы сколько ни прожил, кто бы в бытовом смысле ни существовал поверхностно, внутри у них была совсем другая жизнь: очень цельная и очень, я бы сказал, смиренная. Потом эта цельность кончилась, причём довольно быстро. Наступила некая «богооставленность». Гениальные композиторы не перестали быть гениальными. Но у них появилась другая задача; может быть, она стала более сложной и труднопреодолимой. Когда мы слушаем Шуберта или других авторов, которые творили после барокко, то понимаем, что каждый по-своему пытался решать новые задачи, которые ставило перед человеком это «богооставленное» время. В некотором смысле, музыка новых поколений – это музыка людей, которые пытаются понять, что делать. Мы и сами пытаемся понять то же самое. И чем дальше, тем сложнее.

В финале беседы Антон Батагов рассказал, над чем он работает сейчас. Музыкант признался, что в настоящее время он практически закончил, наверное, самую длинную свою вещь.

- Она идёт почти два часа, - рассказал пианист. - Это вокальный цикл для совершенно потрясающей, гениальной певицы Надежды Кучер. В следующем сезоне мы надеемся его исполнить. Получится очень интересная история, а называется она «16+».

Полностью с текстом и аудиозаписью интервью можно ознакомиться на сайте радио «Орфей».

Последние новости