Рецензия: Анатолий Крупнов - «Я остаюсь. Новое сведение»: «Дом жёлтого сна» ****, «Стена» ****, «Дорожная» *****
2018, Navigator
В день 53-летия со дня рождения Анатолия Крупнова некоторые его песни были переизданы с новым сведением на трех дисках. Несмотря на знакомые названия альбомов, это не переиздания каких-то конкретных старых пластинок, а тематические сборники. Точнее, даже не тематические, а сформированные в соответствии с разными условными временными и стилистическими периодами творчества Крупнова.
«Дом жёлтого сна» - это песни хард-н-хэви-группы «Чёрный обелиск», чей лидер, вокалист и басист Анатолий Крупнов носит длинные волосы, очень убедительно занимает героические позы (особенно ему удавалась позиция «ногой на мониторе») и выдаёт россыпь жёстких риффов. В принципе, уже слышно, что хард-роковые штампы ему тесноваты, тем не менее и вокале, и в аранжировках он следует некоторым устоявшимся канонам жанра. Масштаб личности уже чувствуется, но ещё не слишком раскрывается. При этом в альбоме есть песня «Дом жёлтого сна», непривычная версия «Я остаюсь», «Пятая песня», «Алкарель» и «Новая жизнь», которая потом дала название недолго просуществовавшей антинаркотической радиопрограмме Анатолия.
Диск «Стена» начинается с одноимённой песни - главного хита металлической ипостаси Крупнова. С ней, как и раньше, соседствует тягучий и трагический «Аве, Цезарь», который ещё тогда удивлял «тру»-металлистов, ибо в канон жанра не вписывался. На этой части сборника Крупнова бросает из хард-рока в тяжёлые блюзы, а песня «Чёрный обелиск» звучит очень похоже на творчество группы Motorhead (которую тоже возглавлял неистовый басист). И пресс-релиз сборника не врёт, когда утверждает, что в результате пересведения «удалось добиться той чистоты и плотности звучания, к которой всегда так стремился Анатолий». В таком качестве его ранние песни вы ещё не слышали.
Самой интересной, конечно, оказалась третья часть под названием «Дорожная». Она могла бы быть ещё насыщеннее, если бы составители включили в неё каверы с альбома «Чужие песни и несколько своих» проекта «Крупский сотоварищи». Но и так получилось сильно. Здесь собраны в основном песни последнего периода жизни и творчества, когда время для Крупнова невероятно уплотнилось. Он распустил металлический «Чёрный обелиск» и взял Варшавчика с Митрофановым, что заметно изменило и звучание, и творческие устремления. В музыке появились баллады, вальсы, чуть ли не романсы и фольклорные плачи, рядом возникли очертания мощного сайд-проекта «Крупский сотоварищи» - и всё это на фоне борьбы с героиновой зависимостью. Героической, но проигранной. Песни, представленные на «Дорожной», в основном иллюстрируют этот сложный, но творчески очень счастливый финальный период.
После смерти Крупнова показали запись его по сути прощальной песни «Иди за мной (когда меня не станет)». Записанной в последнюю студийную сессию вчерне, под одну бас-гитару. За душу брало и в таком виде, но на новейшем переиздании к басовой партии ничего добавлять не стали, а вокал подтянули: в общем, вы никогда не слышали лучшего исполнения этой песни, чем здесь. С «Иди за мной» соседствуют шуточная автобиография «Семь бед», ёрнический «Вальс», бешено рвущая душу этническая «Пельменная», а также «Я остаюсь» (в более привычном виде), разухабистая, но скрывающая что-то неладное «Дорожная», «Игрок» и откровенная, на разрыв, «Мама». С крупновской классикой всё ясно, она не стареет, а те песни, что при жизни Анатолия не были хитами, могут стать для сегодняшних слушателей приятными сюрпризами.
Алексей Мажаев, InterMedia