Рецензия: «Мстители: Война бесконечности». Все ошибки Кевина Файги ***
Режиссеры: братья Энтони и Джо Руссо. В ролях: Роберт Дауни мл., Крис Хемсворт, Марк Руффало, Крис Эванс, Бенедикт Камбербэтч, Крис Пратт, Джош Бролин, Дон Чидл, Том Холланд, Пол Беттани, Элизабет Олсен, Скарлетт Йоханссон, Зои Салдана, Карен Гиллан, Пом Клементьефф, Дэйв Батиста, Энтони Маки, Себастьян Стэн, Чедвик Боузман, Том Хиддлстон, Идрис Эльба, Питер Динклэйдж, Бенисио Дель Торо, Гвинет Пэлтроу. В широкий прокат фильм выходит в России 3 мая 2018 года.
«Мстители: Война бесконечности» заявляется как кульминация десяти лет существования киновселенной Marvel. Мстители распались в ходе событий «Противостояния», Асгард разрушен после фильма «Тор: Рагнарек», Ваканда, расположенная в Африке, оказалась самым технологически развитым государством, а на Земле нашлись настоящие маги. В это время безумный титан Танос ищет по всей вселенной камни бесконечности – артефакты, обладающие огромной силой, пять из которых уже появлялись в предыдущих фильмах киновселенной.
«Война бесконечности» – проект даже более продюсерский, чем это можно себе представить. Называть его фильмом братьев Руссо просто язык не поворачивается – это целиком и полностью работа гениального продюсера и главы Marvel Studios Кевина Файги. Никого уже давно не удивляет тот факт, что в современном высокобюджетном кино фигура продюсера часто довлеет над режиссером. Но фигура Файги в данном случае еще крупнее, чем это бывает обычно, поскольку именно он смог проделать титаническую работу по созданию первой киновселенной супергеров.
При этом Файги, будучи явно хорошим руководителем и организатором, все-таки не самый талантливый человек. Фильмы, в которых его рука чувствовалась сильнее руки режиссера, оказывались значительно слабее тех, где режиссерам давали больше творческой свободы. Вспомните момент из «Эры Альтрона», где Тор заходит в воды познания и получает видение – абсолютно бессмысленная сцена, в которой ничего никому не объясняется, которая не вяжется с остальным фильмом и нужна только для того, чтобы наконец показать заждавшимся фанатам все камни бесконечности одновременно. Точно так же совершенно лишними были Танос с камнем бесконечности в первых «Стражах Галактики» – потратив лишнее время на то, чтобы увязать фильм с остальной киновселенной, его создатели пожертвовали тем, что за отведенное им время совершенно не раскрыли Ронана – злодея конкретно этой картины.
И «Война бесконечности» – это апогей всей десятилетней работы Файги со всеми вытекающими отсюда последствиями и проблемами. От братьев Руссо здесь есть несколько хорошо поставленных экшен-сцен, а их рука легко узнаваема теми, кто смотрел «Другую войну» и «Противостояние». Будучи кульминацией всех предыдущих фильмов, «Война бесконечности» начинается без всяческих вступлений, словно вы смотрите середину сезона какого-нибудь сериала. Киновселенная Marvel, впрочем, уже давно превратилась в крупнобюджетный сериал, но суть не в этом – просто перед ее просмотром надо обязательно знать и смотреть все предыдущие картины франшизы. Понятно, что вряд ли кто-то пойдет, скажем, на вторых «Стражей Галактики», не посмотрев первых. Но «Война бесконечности» банально не существует без всего многочисленного бэкграунда – перед ее просмотром надо обязательно смотреть все фильмы, даже если вас по каким-то личным причинам не интересовали, скажем, «Черная пантера» или «Тор». Без этого идти в кино, конечно, можно, но удовольствия вы не получите совершенно никакого – как и от просмотра середины сезона сериала без его начала.
Главное, за что действительно хочется похвалить фильм, – режиссерам удалось удачно объединить совершенно разных персонажей. Джосс Уидон, снимавший две предыдущие части «Мстителей», справился с этой задачей на порядок хуже. Он словно «выдирал» героев из их собственных миров, помещая их в реальность своих фильмов – в результате многие из них серьезно теряли свои уникальные черты, настрой и стилистику. От Тони Старка из его собственных фильмов в «Мстителей» Уидона перешла, кажется, только одна сцена, где он появляется под музыку от AC/DC.
Братья Руссо на примере «Противостояния» уже доказали, что могут успешно совмещать в кадре героев с совершенно разными характерами и способностями. Теперь персонажей стало еще больше, но они по-прежнему остаются теми героями, которых мы знали, даже если фильмы о них были сняты разными режиссерами в совершенно другой стилистике, чем снимают братья Руссо. Кэп со своей командой такие же мрачные и серьезные, какими они закончили «Противостояние», Тор брутальный, Звездный Лорд весел и туповат, Человек-Паук все такой же наивный подросток, обожающий кино, а доктор Стрэндж со своей магией и вовсе как не от мира сего. Последствия неожиданных столкновений совершенно разных героев действительно проработаны до мелочей, а смотреть на их пересечения интересно и забавно.
Однако «Война бесконечности» – это тот случай, когда идея-фикс Кевина Файги по созданию первой в истории киновселенной стала крупнее, чем конкретный проект. Это громадное, неповоротливое и довольно глупое чудовище, а не фильм. И в этой связи особенно удивляет кампания, которую развернула Disney относительно публикации спойлеров к фильму, включая хэштег #ТаносТребуетТишины, а также запрет на публикацию сюжетных поворотов вплоть до угрозы отказа на дальнейшую аккредитацию. В конце концов, если вы фанат, коих миллионы по всему миру, то вы все равно пойдете смотреть «Войну бесконечности». Если вы просто хотите провести время в кинотеатре за каким-нибудь громким блокбастером, то вы также вряд ли обойдете «Войну бесконечности» стороной. Что же до спойлеров, то Marvel заранее объявила, что кто-то из персонажей умрет. Проблема здесь кроется в том, что, старательно обходя описание событий, есть риск не сказать про сюжет действительно главное – он откровенно слаб, прост и банален. Удивительно, но в Disney умудрились в своем главном творении пройтись по тем же граблям, на которые наступили их конкуренты с «Бэтменом против Супермена». Они сняли громадный трейлер на два с половиной часа, огромную прелюдию для заключительной, четвертой части «Мстителей», которая выйдет уже в следующем году. Прелюдия эта, увы, так и остается серединой сериала, не обладающей никакой самостоятельной значимостью.
Таносу здесь дали эмоции, попытались придумать мотивацию, но все это откровенно зря. Это был не типичный злодей категории «смотрите, у меня была личная драма и теперь есть 100500 весьма логичных и рациональных причин мстить». Он пугал именно тем, что был необычным, непонятным, непостижимым – вспомните его зловещую ухмылку после слов «Угрожать людям – значит дразнить смерть» в сцене после титров первых «Мстителей». Теперь Таноса низвели до банального и человекоподобного безумного злодея.
А все то, что позиционировалось Кевином Файги, как «смерть одного из героев», на деле оказалось такой же бессмысленной пустышкой, что и смерть Супермена в «Бэтмене против Супермена», а определенные события четвертой части «Мстителей» кристально видно уже сейчас. Все впечатление от «Войны бесконечности» – это два с половиной часа чисто механического секса, в конце которого просто встаешь и уходишь, оставшись без удовольствия. Это кулинарное шоу, в котором долго резали продукты, но так и не показали результат. Это чайная церемония, в которой вас не напоили чаем. Что толку от хорошего экшена, юмора и отдельных удачных сцен, если кинематографического оргазма «Война бесконечности» зрителю так и не доставляет?
Павел Соломатин, InterMedia