Рецензия: документальный фильм «Сергей Шнуров. Экспонат» ****
Документальный фильм «Сергей Шнуров. Экспонат» (2018, «Красный квадрат», автор сценария Кирилл Звягин, режиссер Константин Смилга) был показан на Первом канале 11 мая 2018 года.
Показ был приурочен к 45-летию лидера группы «Ленинград» - правда, оно отмечалось месяц назад. В этом можно узреть определённый символизм: Шнур, конечно, часть системы и даже имеет опыт работы ведущим на Первом канале - вместе с тем строем он не ходит, и от него постоянно можно ждать каких-то выходок (типа песни «Экспонат», чей матерный припев взахлёб пела вся страна). Путь от запрещённого в столице артиста до героя документалки Первого канала занял у него не так много времени. Вполне вероятно, что фильм к 50-летию Шнурова будет показан на главном телеканале в день юбилея артиста в прайм-тайм. Не менее вероятно, что через пять лет «Ленинград» будет запрещённой группой, и её концерты можно будет смотреть в интернете только через VPN.
Авторы фильма не могли не уловить эту противоречивость и, к счастью, отказались от идеи как-то трактовать поступки и биографию героя: закадрового текста в фильме нет, и даже вопросы в интервью Шнурову не озвучиваются, а выскакивают в виде титров. Шнур, вспоминающий факты и рассуждающий о себе и группе, - самое важное и интересное в ленте, хотя музыкант и признаётся честно, что его как человека не знает примерно никто, за исключением, может быть, Матильды («Моя жена для меня самый близкий человек. Мне нужна была такая сильная женщина, которая может сказать мне «нет», которая не поддается на мои уловки. Матильда быстро со мной разобралась, от чего я очень счастлив»). Но даже когда он не раскрывается, Сергея можно слушать часами - недаром практически все его интервью хороши и не похожи одно на другое. Я вот подзабыл многие свои интервью, но все случаи общения со Шнуровым помню - это же наслаждение расшифровывать текст и понимать, что вот эта парадоксальная мысль пришла ему в голову прямо по ходу. Такой же эффект заметен и в фильме Первого канала: рассуждения Шнура об уроках труда - это явная импровизация, да и многие другие важные и запоминающиеся моменты проговариваются впервые.
Свита при короле в фильме тоже представлена обильно: о Шнуре говорят Дмитрий Нагиев, Александр Невзоров, Александр Кержаков, Борис Хлебников, Илья Найшуллер, Филипп Дзядко, Максим Семеляк, Анна Пармас, Артём Рондарев, Григорий Лепс бывшие и нынешние участники «Ленинграда» и т.д. Из их высказываний цельная картина не складывается - наоборот, имеющаяся размывается, что должно только порадовать неуловимого Шнурова: к разгадке его феномена фильм никак не приближает. Многочисленные музыкальные фрагменты разных периодов тоже не дополняют картину, а парадоксально делают её ещё более эклектичной и противоречивой.
Появление в фильме музыкантов, давно ушедших из «Ленинграда», должно было способствовать то ли объективности, то ли скандальности - но ничего подобного не произошло. Шнуров считает увольнение участников первого «пьяного» состава давно забытой и неинтересной историей - да и они сами выглядят забытыми и неинтересными. При этом Сергей внезапно заявляет, что с солистом Игорем Вдовиным, ушедшим из группы перед первым московским концертом, «Ленинград» мог бы добиться даже большего. Экс-солистка Юлия Коган рассказывает, что по-хорошему со Шнуром расстаться невозможно, но вспоминает годы в «Ленинграде» без злости. Злости могла добавить другая экс-солистка Алиса Вокс, но её среди спикеров нет.
Алексей Мажаев, InterMedia