Рецензия: документальный фильм «Элтон Джон» *****
Документальный фильм «Элтон Джон» (ITV Studios, Великобритания, 2017, режиссёр - Керри Эллисон) был показан в эфире Первого канала в ночь на 19 мая 2018 года.
Документалка, негласно приуроченная к прошлогоднему 70-летию сэра Элтона, явно не испытывала недостатка в контенте. Из одних сценических костюмов музыканта можно было снять невероятно яркий фильм, а уж перипетии личной жизни артиста потянули бы на драматический сериал. Британцы ограничились полуторачасовым повествованием, но не стали фиксироваться на последовательном изложении биографии или на его семейной хронике. В основу фильма положен сколь очевидный, столь и изящный, но при этом нечасто используемый принцип хит-парада. 20 лучших песен Элтона Джона, за которые проголосовали зрители; продвигаясь от двадцатого места к первому, музыкант, его коллеги и авторы фильма рассказывают об истории создания каждой композиции. Лучшей была названа «Your Song», но это не так важно. Сквозь призму творчества раскрывается и всё остальное: биография, мировоззрение, трагедии, сотрудничество с Берни Топином, история взлётов и падений. Более того, ленту можно пересматривать неоднократно, всякий раз находя что-то новое в этой крайне насыщенной истории.
Плотность повествования захватывает дух: Элтон Джон даёт подробнейшее интервью Дэвиду Уолльямсу, все факты иллюстрированы многочисленными кадрами хроники, музыкальными цитатами и высказываниями друзей и коллег музыканта. Съёмочная группа проделала колоссальную работу - иногда возникает ощущение, что в фильме поучаствовала четверть населения Великобритании (и большинство звёзд музыки и кино). Но монтаж на высоте: пожалуй, ни один фрагмент и ни одна цитата не кажется здесь лишней, никто не говорит банальностей, даже когда хвалит талант композитора, и зрителю не удастся расслабиться под любимые баллады Элтона Джона, иначе можно пропустить что-то интересное.
Например, Бой Джордж рассказывает, что всегда считал песню «Daniel» гей-гимном, а автор текста Берни Топин объясняет, что вообще-то она повествует о человеке, вернувшимся с вьетнамской войны с психологической травмой. До Боя Джорджа доносят эту информацию, он изумляется, но остаётся при своём мнении. О том, что тандем Элтона и Берни работает по нестандартной схеме «сначала текст, потом музыка», знают многие, но в этом фильме ценна реакция, к примеру, Билли Джоэла, который попробовал работать так же, но у него ни черта не получилось.
Кроме того, документалка не оставляет сомнения в том, что Элтона Джона искренне любит вся Британия. Некоторые коллеги признаются, что завидуют композитору, написавшему песни, которые мечтал бы сочинить каждый музыкант, - но это не мешает им изо всех сил гордиться Элтоном. На этом месте я попытался представить, о каком из российских композиторов можно было бы снять подобный фильм, чтобы коллеги хвалили героя от всей души без натянутых улыбок, - и не придумал.
Алексей Мажаев, InterMedia