Рецензия: документальный фильм «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая...» ***
Документальный фильм «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая...» (2018, ООО «Контраст», режиссер Георгий Ананов, авторы Олеся Куприна и Елена Демидова) был показан Первым каналом 19 мая 2018 года.
На днях отмечалось 70-летие со дня рождения певца и композитора Евгения Мартынова - автора песен «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Баллада о матери» («Алексей, Алёшенька, сынок»), «Алёнушка» и др. Он умер в 1990-м, прожив всего 42 года. По иронии судьбы, незадолго до этого закончилась эпоха той советской эстрады, воплощением которой во многом был Мартынов. Каким его запомнили? Очень положительный блондин с волнистыми волосами и ямочкой на подбородке, автор и исполнитель лирических, но при этом не лишённых пафоса композиций, в которых слышались и фундаментальность академической музыки, и протяжность народных песен. Многим он казался слишком правильным и немного слащавым, в нём не было никакого бунтарства и озорства - и даже слегка «неуставная» длина волос не выходила за рамки негласной нормы, дозволенной эстрадным музыкантам. Разумеется, Евгений со своими тяжеловесными балладами не вписался в стремительно меняющийся позднесоветский поп-пейзаж и проиграл конкуренцию легкомысленным и малопрофессиональным «ласковым маям». Мощный поток авторских отчислений превратился в чахлый ручеёк, на телевидение новые песни не брали, поскольку они ассоциировались с надоевшей советской эстрадой. Многие «советские эстрадники», правда, это пережили, дождались возвращения ретро-трендов и до сих пор успешно гастролируют. Мартынов же умер, и в его смерти можно было узреть определённый символизм - ушла эпоха, и с ней ушёл один из её символов. За 28 лет многое забылось, да и вообще о Евгении Мартынове вспоминают нечасто - но как минимум четыре песни, упомянутые в начале абзаца, по-прежнему исполняются и совершенно точно переживут своего создателя. Собственно, эти песни - единственный шанс на то, что имя Мартынова будет звучать хотя бы в его юбилеи.
Фильм «Ты прости меня, любимая...», названный по строчке Андрея Дементьева из «Лебединой верности», большинство вышеперечисленных фактов учитывает, но не слишком глубоко. Тех, кто Мартынова не помнит, документалка вряд ли заинтересует. Ценителей же творчества композитора лента может слегка разочаровать, ибо они не узнают почти ничего нового. О Евгении вспоминают Андрей Дементьев, Лев Лещенко и закадровый голос, причём у Лещенко Мартынов выходит немного схематичным, у Дементьева очень человечным, а вот голос то беспокоится, что артист выпивал, то тревожно намекает, что в смерти 42-летнего мужчины от сердечной недостаточности было «не всё так однозначно». Особых доказательств этому нет, но по закону жанра нужно немного понагнетать даже спустя 28 лет после ухода композитора.
Впрочем, эти штампы, пожалуй, компенсируются участием в фильме вдовы и сына Мартынова, которые теперь живут в Испании, а также младшего брата Юрия. У жены Эвелины и сына Сергея давно другая жизнь, но о муже и отце они вспоминают с теплотой и приводят какие-то милые подробности, которые знали только они. А вот чудаковатый Юрий Мартынов стал настоящим украшением ленты; он никуда не эмигрировал, живёт в России и занимается сохранением наследия брата - да к тому же очень нешаблонно и откровенно о нём рассказывает. Бланк направления на анализ мочи, где на обратной стороне Евгений разлиновал под нотную тетрадь и срочно записал какую-то только что придуманную музыку, говорит о композиторе больше, чем все воспоминания с налётом официоза.
Алексей Мажаев, InterMedia