«Волшебник»: Как снять музыкальную комедию о мальчике с ДЦП (Репортаж)

Тему инвалидности, особенно среди детей, как правило, оставляют для серьезных социальных драм и трагедий – из относительно недавних фильмов на эту тему сразу вспоминается «Класс коррекции» Ивана Твердовского. Потому довольно необычно и удивительно узнать о готовящемся фильме про мальчика с диагнозом «детский церебральный паралич» (далее – ДЦП), который позиционируется на стыке драмы и музыкальной комедии. Сама по себе тема для комедии не нова – в США вышел вот уже третий сезон «Speechless» (переведен фанатами как «Просто нет слов», но официального русскоязычного перевода пока нет). Сериал про мальчика с ДЦП вот уже с 2016 года сопровождают положительные отзывы критиков и зрителей, в один голос утверждающих, что к теме инвалидности сценаристы относятся тактично и вовсе не пытаются на ней выезжать. Но все же для российского кинематографа такой выбор темы кажется уж больно необычным. 18 мая 2017 года корреспондентInterMediaпобывал на съемочной площадке фильма «Волшебник», чтобы понять, как, над чем и почему можно шутить в современном отечественном кино.

Итак, согласно официальному синопсису, некогда популярный рок-музыкант Фима влачит жалкое существование, растрачивая свой талант и предаваясь разгульному образу жизни. Но все меняется, когда уроки на гитаре у него начинает брать мальчик Роман, страдающий ДЦП и отчаянно жаждущий завоевать сердце своей одноклассницы Маши.

Съемки 18 мая проходят на территории подмосковного полигона «Алабино». Погода в этот день стоит дождливая, для середины месяца – довольно прохладная. Под навесом, где в несколько дублей записывается эпизод с участием Семена Трескунова, Максима Суханова и Ивана Охлобыстина, сухо, хотя знатно продувает (к концу дня, когда магия кино уже подходит к концу, корреспондент пронимает, что от ветра продрог до костей).

В перерыве между съемками режиссер Михаил Морсков затягивается сигаретой. По его словам, «Волшебник» – фильм не о ДЦП, а о преодолении трудностей, о том, что всем порой нужна помощь и тот самый «волшебник». Поэтому можно не сомневаться, что в комедии с главным героем-инвалидом не случится ничего предосудительного.

– Это местами комедия, местами – драма, где-то можно взгрустнуть, где-то – по-доброму посмеяться. Мы не шутим на тему инвалидности. Как сценарист и режиссер я хочу создать атмосферу, как в фильме «Жизнь прекрасна» [фильм Роберто Бениньи, удостоенный трех премий «Оскар», находящийся на стыке комедии, трагикомедии и военной драмы – прим.InterMedia], где на очень серьезные темы говорят в положительном ключе, с юмором. В таких случаях тема лучше «выстреливает».

Этот фильм не просто о заболевании или о мальчике с ДЦП. ДЦП в данном случае – символ преграды, через которую надо переступить Роме. У каждого из нас есть свои трудности, свои преграды. Но каждый из нас может стать волшебником для другого человека, как Фима в нашем фильме становится волшебником для Ромы.

Михаил Морсков в «Волшебнике» предстает одновременно в качестве режиссера, сценариста и композитора. Ранее он писал много музыки для кино, в частности, фильмов «Ч/Б», «Пятница», «Хороший мальчик» и «Про любовь. Только для взрослых». Кроме того, он работал в качестве театрального режиссера, и в какой-то момент почувствовал, что созрел для кино.

– Здесь я могу проявить себя и как рассказчик, и как композитор. Все песни, которые будут играть наши артисты, написаны специально для этого фильма. Мы очень серьезно подошли к музыке и придумали с нуля группу, которая якобы существовала в 90-е годы. Что если бы Aerosmith и Bon Jovi жили в нашей стране, какую бы музыку они сочиняли и какие тексты пели? Из таких моих детских мечтаний родилась группа «Мэджик», в которой играл главный герой фильма.

Семен Трескунов – молодой актер, вынужденный отдуваться за все значимые и заметные подростковые роли в современном российском кино – появляется на съемочной площадке. Он предельно сдержан и вежлив как с коллегами по фильму, так и с журналистами. Максим Суханов приходит на съемки в аутентичной косухе и с большой бородой – очень напоминает Бориса Гребенщикова, хотя разница в возрасте между актером и музыкантом составляет аж десять лет. Трескунов и Суханов записывают вместе небольшой эпизод, третьим его участником должен стать Иван Охлобыстин, но пока актера нет, его реплики в стороне читает статист.

На сцену уходит несколько дублей, причем в последнем Максим Суханов произносит свои реплики столь яростно и эмоционально, что вызывает восторженные аплодисменты и радостные крики всей съемочной группы.

Семен Трескунов характеризует своего героя как конкретного, умного и последовательного парня, который имеет четкие планы на свою жизнь.

– У героя есть реальный прототип, режиссер меня с ним познакомил, это было очень полезно. У Ромы по сюжету атонически-астатическая форма ДЦП с низким тонусом нижних конечностей, проблемы с руками у него проявляются только в моменты какого-то особенного нервного напряжения. Собственно, так же дела обстоят и у прототипа моего персонажа. В какой-то момент Миша [Михаил Морсков, режиссер – прим.InterMedia] выдал мне трость, я ходил по Москве. Я не хотел, чтобы это выглядело как «смотрите, я готовлюсь», но надо было справиться с внутренним зажимом, все-таки это не самая простая роль. Но были и забавные моменты, когда, например, в метро уступали места – даже до такого доходило. А разогнуться сразу резко ты уже просто не можешь, поэтому, раз уж начал, надо до конца идти.

По словам Семена, его сразу подкупила эта история: «Она о взаимоотношениях человека, у которого есть все, но он не предпринимает никаких действий, чтобы наладить свою жизнь, с человеком, который объективно чем-то обделен в жизни, но имеет бесконечное желание расти и совершенствоваться».

Максим Суханов, как оказалось, верит, что такая форма волшебства, которая показана в этом фильме, вполне возможна в реальности:

– Главное – хотеть, чтобы в твоей жизни что-то менялось, и что-то для этого делать, а не просто сидеть на диване и размышлять. Как только желание перерастает в какие-то шаги, все становится возможно.

Иван Охлобыстин появляется во второй половине дня и участвует во все той же сцене с Семеном. Работа продолжается уже без Максима Суханова (теперь его реплики зачитывает статист), а снимают Ивана крупным планом. Громогласный голос актера, который, по собственным словам, играет «офицера и меломана, который собирает винил», отчетливо слышится даже из полностью закрытых помещений (каких – режиссер попросил не рассказывать, так что потерпите до выхода фильма). После съемок возникает огромное желание поскорее увидеть весь фрагмент уже в смонтированном виде на большом экране.

Выход «Волшебника» в прокат назначен на первый квартал 2019 года, дистрибьюцией будет заниматься компания «Централ Партнершип». Помимо Семена Трескунова, Максима Суханова и Ивана Охлобыстина в филме появятся Ирина Купченко, Ирина Яковлева, Сергей Чонишвили и Владимир Капустин. Одноклассницу Ромы, чье сердце он мечтает покорить, сыграет молодая актриса Ангелина Стречина.

Соломатин Павел, InterMedia

Последние новости