Рецензия: «Уматурман» и Павло Шевчук - «Не нашего мира» ****
2018, «Монолит»
Выпуская этот диск, группа «Уматурман» написала на своих ресурсах: «Альбом - чистый эксперимент. Поэтому он особенный и звучит совсем не так, как вы ожидаете». Не берусь подсчитать, сколько раз я читал в пресс-релизах фразы про обновлённое звучание и эксперименты, в которые пустился артист. Думаю, примерно половина альбомных аннотаций содержит подобные обещания. В итоге в подавляющем числе случаев анонсированные обновления улавливает только тонко настроенное ухо звукорежиссёра, а слушатель их вообще не замечает. Удалось ли братьям Кристовским сломать традицию воображаемых экспериментов? Об этом чуть ниже.
На обложку вместе с названием группы вынесено имя Павло Шевчука. В этом содержится определённая интрига: не все потребители сразу способны вспомнить название группы «Зурбаган», проект Павло с Ильёй Лагутенко «Горностай», а также тот факт, что Шевчук был саунд-продюсером альбомов Земфиры, «Мумий Тролля», «Моей Мишели» и многих других. Тем, кто в курсе, его коллаборация с братьями Кристовскими обещала много интересного: дополнительная фамилия на обложке как бы гарантировала, что формула «совсем не так, как вы ожидаете» не окажется выдумкой. При этом можно было предположить что Павло уведёт позитивных хохмачей Кристовских из бард-рока куда-нибудь в сторону рокапопса, диско и синтипопа.
Реальность, как нечасто, но бывает, оказалась богаче наших предположений. Аннотация не обманула: «Уматурман» ушла от привычной себя настолько далеко, что, если бы не узнаваемый голос Владимира Кристовского, слушатель поминутно сверялся с обложкой - а ту ли группу он слушает. Вопреки ожиданиям, «Уматурман» и Павло Шевчук не впали в танцевальную легкомысленность, а напротив - отказались от наивной улыбчивости в пользу пессимизма и даже депрессивности. Слушать это гораздо интереснее, чем мейнстримовые песни группы с их самоповторами и ярко выраженным стремлением понравиться всем. И здесь мы снова переводим взгляд на обложку и перечитываем название альбома: «Не нашего мира» - это привет из домосковского периода биографии группы. Именно так назывался коллектив до переезда из Нижнего Новгорода. В Москве «странное» название заменили на запоминающееся, коммерчески привлекательное и нравящееся всем. В новой пластинке Вова Кристовский вспоминает подзабытый бренд и убедительно отстаивает своё право быть странным - хотя бы иногда.
«Уж не для нас ли ямы роют, не наши ль холмики с крестами», - такими словами начинается первая песня «В одну сторону», и Кристовский необыкновенно хорош в этой своей тоскливости. «И в конечном итоге нам всем в одну сторону, мы ходим и ходим по кругу, ходим по кругу», - делает вывод припев композиции, после чего «Уматурман» переходит к ещё более печально-философской «Тили Бом». В «Калории» группа будто бы возвращается к фирменному юмору, но шутит нервно и сквозь слёзы. Сами за себя говорят названия песен «Молитва» и «Собака без передней ноги». В «За тобой» появляются интонации фольклорного плача, а затем «Уматурман» представляет свою версию музыки на текст «С любимыми не расставайтесь» - тоже весьма невесёлую, как принято на этом альбоме. Надо сказать, что Шевчук не зря вынесен на обложку: без изобретательного саунд-продюсера этот музыкальный материал легко мог превратиться в архаичный русский рок, но Павло этого не допустил.
А «Уматурман», кстати, к концу альбома отказалась от новой болезненной концепции - и на финал поставили песни «Жюль Верн» и «Любимый город», выполненные в более узнаваемом духе. Эксперименты экспериментами, а про чувства фанатов забывать нельзя.
Алексей Мажаев, InterMedia