Рецензия: «Сплин» - «Встречная полоса» ***
2018, «Сплин»
Поэзия Александра Васильева, его мелодии и интонации - это константы творчества группы «Сплин». Включая новый альбом, зритель примерно представляет себе то, что услышит: сложные образы, нервные рефрены, обязательно несколько очень запоминающихся фрагментов. При этом альбомы «Сплина» - на первый взгляд очень похожие - в ровный ряд никак не складываются. Позапрошлогодняя пластинка «Ключ к шифру» была явным шедевром: наряду с «обычными сплиновскими песнями» туда входили совершенно грандиозные номера «Храм», «Окраины», «Кит», «Реквием», «Тревога», «Череп и кости»... Пишут, что к «Встречной полосе» группа приступила, еще не закончив «Ключ» - и от нового альбома действительно остаётся ощущение, что частично он собран из вещей, не поместившихся в предыдущий. Вроде песни как песни, нормальный такой «Сплин» - но ведь не случайно им не нашлось места в прошлой пластинке. Зато на этот раз группа сделала отличную обложку: она и выделяется среди прочих в интернет-магазинах, и несёт серьёзный философский месседж.
Нужно понимать, что критические замечания по отношению к альбому не означают, что у Васильева произошла неудача. Просто «Сплин» задал более высокую планку, чем многие другие музыканты; если альбом не вызывает частых и продолжительных мурашек, значит, выше этой планки группа не прыгнула, только и всего. Разумеется, в случае «Сплина» это не отменяет наличия на диске трёх-четырёх великолепных песен и массы поэтических открытий. 95% групп почли бы за счастье выпустить такой альбом, который стал бы для них вершиной карьеры. Но со «Сплина» спрос больше.
Кроме хорошо известной и давно берущей за душу песни «Тепло родного дома» и дуракавалятельного 27-секундного «Булгаковского марша», стоит обратить внимание ещё на несколько треков. Вот цитата из композиции «Чей-то ребёнок»: «Вырос ребенок и сразу стал сам не свой, вышел из дома, не взял даже ключ с собой, вышел и сразу забыл, как идти домой. Чей-то ребенок стоит посреди Земли, думает, лишь бы не взяли, не замели. Быстро под рокот моторов, под шелест шин вырос чей-то ребенок, стал большим». «Испанскую инквизицию» можно было бы процитировать целиком, но мы от этого воздержимся и скажем лишь, что рубленые повторяемые по два раза фразы вводят и исполнителя, и слушателя в транс. В «Шпионах» Александр Васильев высказывается на тему некоторых новостей о политической ситуации в стране, но делает это очень отстранённо, будто бы кидая иронический взгляд с какого-то далёкого поэтического облака. Лёгкий восточный колорит - самое интересное, что есть в «Шамане», зато «Когда пройдёт 100 лет» наверняка впоследствии будет входить во все сборники лучших песен «Сплина». Ту же судьбу можно было бы предсказать и «Волку», если бы композиция не была так похожа на ещё полдюжины произведений Александра Васильева. Последним номером альбома стало «Яблоко» с библейскими аллюзиями: текст для автора был здесь явно важнее мелодии - хотя эту фразу с некоторым преувеличением можно применить и к альбому в целом.
Алексей Мажаев, InterMedia