Рецензия: «Счастливые люди» - «Датаизм» ***
2018, Masterskaya
Недолгая история независимого лейбла Masterskaya пока во многом рифмуется с деятельностью подзабытого лейбла «Утекай звукозапись». Мотивация создания - практически один в один: в музыканта, играющий довольно неочевидную и не вполне обычную музыку, вдруг влюбляется народ, обеспечивая ему аншлаги, ажиотаж, фанатские визги и уважение критиков. В этот момент музыкант понимает, что народ устал от Кобзона и Долиной и готов слушать более модную и продвинутую музыку («раз они полюбили меня, полюбят и моих талантливых друзей»). Так было с Ильёй Лагутенко, который с энтузиазмом взялся за создание «Утекая», причём этот инфоповод восприняли с большим интересом. Лидер «Мумий Тролля» подтянул на свой лейбл электронный проект «Deadушки», которые должны были стать «русскими Prodigy», а также земляков из «Туманного стона» с их культовой славой в пределах Приморского края.
Довольно быстро выяснилось, что народная любовь к Лагутенко относится только к Лагутенко, а не к его друзьям и знакомым. Репертуарная политика «Утекай звукозапись» разочаровала публику почти сразу - заодно выяснилось, что степень готовности аудитории к восприятию чего-то нового сильно преувеличена.
Обаятельный товарищ Иван Дорн уверенно пошёл в свою «Мастерскую» по тем же граблям. Самому Дорну публика легко прощает и неразборчивость текстов, и мало понятные ширнармассам музыкальные эксперименты. Но как только лейбл Masterskaya с наилучшими рекомендациями своего создателя выпускает альбом какого-нибудь нового неизвестного экспериментатора - зритель настораживается, а потом ещё и критикует Дорна за не оправдавшиеся ожидания. Masterskaya всё же выпустила несколько любопытных проектов - например, Vegetarian Sisters: но заметьте, что даже те артисты лейбла, которые удостоились сетевых обсуждений, звёздами не стали. Можно написать осторожное «пока не стали», но сути дела это не меняет.
Группа «Счастливые люди» со своим дебютным альбомом «Датаизм» пополнит этот ряд - довольно любопытно, но как бы слегка искусственно придумано. В основе проекта - мелодекламация поэта Дениса Ржавского, которому помогают Настя Стеблич, Тома Рыбка и саунд-продюсер Алексей Gorchitza. Под дамские вокализы, под биты электроклэша, диско и синти-попа Денис провозглашает то смешные лозунги, то парадоксальные наблюдения за «свежевыжатым вараном», например. Любимые герои его текстов - криптовалюты, блокчейн, кодинг, биткоины, майнинг, цифровая революция.
Вышеперечисленных вводных вполне достаточно, чтобы с заинтересованным лицом нажать кнопку «play». Но по ходу прослушивания любопытствующее выражение лица вряд ли сменится на восторженное. На уровне идея всё довольно забавно, на уровне воплощения - разбивается на отдельные эпизоды: здесь смешно, здесь странно, здесь рыбу заворачивали. Если сама поэзия Ржавского в принципе держит концептуальную планку, напоминая местами Маяковского или группу «АВИА», то музыкальная составляющая отстаёт: её бросает от мелодичнейшего синти к совершенно невнятному электронному аккомпанементу.
Алексей Мажаев, InterMedia