Круглый стол n’RIS на «Кинотавре»: киноиндустрии нужна прозрачная цифровая инфраструктура для управления интеллектуальной собственностью
Национальная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности n’RIS организовала круглый стол на тему «Как защитить права на аудиовизуальные произведения?» в рамках «Кинотавра-2018», проходящего в эти дни в Сочи.
Важнейшие вопросы управления, защиты и продвижения объектов интеллектуальной собственности в цифровой среде обсудили: генеральный директор n’RIS Олег Некрасов, заместитель генерального директора n’RIS Валерия Брусникина, народный артист России Юрий Стоянов, продюсер, режиссер фильма «Русский бес», который участвует в программе «Кинотавра», Григорий Константинопольский, продюсер картины и генеральный директор кинокомпании «Артлайт» Андрей Новиков, исполнительница одной из главных ролей Любовь Аксенова, учредитель сервиса The Digital Reporter и ассоциации производителей веб-сериалов Антон Калинкин, актер, режиссер и сценарист Александр Стриженов, продюсер фильма «Ван Гоги», генеральный директор кинокомпании «Леополис» Сергей Бобза и генеральный директор некоммерческого партнерства «Объединение правообладателей» Андрей Посадский.
Как подчеркнул генеральный директор n’RIS Олег Некрасов, «сегодня ключевые проблемы, связанные с управлением интеллектуальной собственностью в сфере киноиндустрии, возможно решить с помощью цифровых технологий. Несмотря на те усилия, которые прикладываются и ведущими игроками кинорынка, и профильными организациями, и самим государством, объекты интеллектуальной собственности в сфере кино не обладают достаточной степенью защиты. На каждом этапе жизненного цикла результатов творческого труда – будь то их продвижение, продажа, да и вообще любой иной вид монетизации, авторы и правообладатели неизбежно сталкиваются с огромным количеством подводных камней и рисков».
Андрей Новиков, Валерия Брусникина и Александр Стриженов
В свою очередь Валерия Брусникина, заместитель генерального директора n’RIS, отметила, что цифровые технологии, безусловно, являются ответом на многие вызовы, но не служат панацеей.
- Для формирования здорового рынка интеллектуальной собственности киноиндустрии необходима полноценная инфраструктура, в которой обычный человек, творец, режиссер, автор, продюсер мог бы эффективно и в то же время максимально просто для себя использовать современные технологии. Именно комплексность подхода позволит каждому автору и правообладателю стать эффективным собственником, – сказала Валерия Брусникина. – Одна из главных тенденций в сфере интеллектуальной собственности – децентрализация. И технология распределенных реестров – блокчейн, является во многом ее основоположником. Именно она позволяет решить основную проблему для сферы интеллектуальной собственности – преодолеть кризис доверия. Особенность блокчейн-технологии – это то, что она не позволяет вносить изменения в загруженные ранее данные, фактически гарантирует их неприкосновенность и неизменность. Что, в свою очередь, позволяет органично перейти в сфере ИС на индивидуальное управление правами как со стороны частных правообладателей, так и со стороны юридических лиц. Это означает отказ от посредничества на всех этапах оборота объектов интеллектуальной собственности: от фиксации права на идею или ноу-хау, сценарий, синопсис, пилот вплоть до маркетингового продвижения готового продукта. Именно такое комплексное высокотехнологичное решение и предлагает n’RIS.
Любовь Аксенова и Григорий Константинопольский
Продюсер, режиссер фильма «Русский бес» Григорий Константинопольский также отметил важность формирования новой структуры с удобными сервисами:
- Конечно, для меня важно иметь доступ к сервису, который позволяет управлять интеллектуальной собственностью. Сейчас мой контент как правообладателя принадлежит всему Интернету, его никто не охраняет. Я очень заинтересован в том, чтобы процесс учета был максимально прозрачным.
Режиссер и сценарист Александр Стриженов добавил:
- Масштаб онлайн-пиратства огромен: производители сейчас ведут постоянное соревнование с пиратами – мы пытаемся выпускать кино, чтобы был зазор хотя бы в два-три часа. Но мы понимаем, что все равно украдут.
В свою очередь учредитель сервиса The Digital Reporter и ассоциации производителей веб-сериалов Антон Калинкин предложил участникам круглого стола взглянуть на современное состояние кинорынка с позиции создателей сериалов для цифрового пространства и разрабатывать стратегии на опережение:
- Мы за контент, мы за веб-сериалы. Но новая система монетизации только выстраивается, и пока в индустрии существуют две проблемы: первая – пиратство, решение которой сейчас возложено на онлайн-кинотеатры, поскольку они зарабатывают на контенте. Вторая – изменение самой структуры потребления видеоконтента. Сейчас в Европе ведутся невероятные разработки с глобальными вложениями, вырабатывается новый подход к рекламе. Так, отобраны 7 тысяч наименований продуктов, которые можно рекламировать в течение 5 секунд, достаточных для того, чтобы зритель не успел найти крестик в углу и закрыть раздражающий контент. Вот эти 5 секунд у нас есть на самом деле, и именно за это время мы должны успеть продать продукт. Это вообще другая визуализация, она никак не связана с привычными роликами с участием известных артистов. Это цвета, эмоции, звук – принципиально другой рынок, и когда родится эта технология, через год-полтора, она поменяет само смотрение в интернете. Будет другой подход к контенту.
Генеральный директор кинокомпании «Леополис» Сергей Бобза отметил:
- Тема, которую мы обсуждаем, мне хорошо знакома – я занимаюсь ею с 2010 года, а до этого времени я был адвокатом и в том числе занимался борьбой с пиратством. Борьба с пиратством – это сражение с гидрой, у которой бесконечное количество голов: отрубаешь одну – и тут же на этом месте вырастает другая. Все наши усилия не принесли ощутимых плодов, так что если появился сервис, позволяющий отслеживать и пресекать факты нарушения прав на интеллектуальную собственность, то это очень важно. Другой момент, который меня заинтересовал в n’RIS, – сервис по привлечению инвестиций в кинопроекты на основе системы блокчейн. Лично для меня как для директора небольшой независимой кинокомпании это самая актуальная проблема. Я не преувеличу, если скажу, что у меня есть пачка прекрасных сценариев, на каждый из которых можно потратить нереальное количество времени, чтобы найти для них инвесторов. Поэтому я возлагаю большие надежды на блокчейн-платформу, которая поможет инвесторам и продюсерам найти друг друга и поддержать производство независимых картин.
Валерия Брусникина и Юрий Стоянов
Народный артист России Юрий Стоянов обратил внимание участников на необходимость расширения возможности монетизации контента, получения достойного вознаграждения авторов и правообладателей за использование их контента. Он отметил бесправие творческих людей и актеров, чьи права на интеллектуальный продукт принадлежат телеканалам, которые не предоставляют должных услуг по продвижению в интернете.
- Монетизация наших авторских прав на конечный продукт нулевая. Слава и любовь зрителей – вот и вся монетизация, – сказал Юрий Стоянов.
В завершение круглого стола собравшиеся отметили необходимость поддержать начинание профессиональных игроков сферы интеллектуальной собственности по цифровизации сферы и всех процессов в ней.
Эксперты уверены, что новые цифровые инфраструктуры, сервисы, решения дадут толчок для качественного изменения рынка путем его глубинной трансформации от идеологии до инструментария.
Важным событием круглого стола стало подписание соглашений о стратегическом сотрудничестве между n’RIS – национальной площадкой для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности – и кинокомпаниями «Артлайт» и «Кинодом».
n’RIS выступила партнером одного из ключевых событий отечественного кино – 29-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр», который проходит в Сочи с 2 по 10 июня 2018 года. n’RIS призвана оказывать содействие всем участникам кинопроцесса в защите их произведений от деятельности пиратов на всех стадиях производства кино.
Пресс-служба n’RIS: pressa@nris.ru, +7 (495) 710-7068.