Рецензия: Монеточка - «Раскраски для взрослых» ****
2018, «М2»
Через неделю после релиза альбома «Раскраски для взрослых» я обнаружил, что каждый второй пост в ленте фейсбука посвящён Монеточке. Справедливости ради надо отметить, что примерно половина комментаторов язвила над теми, кто размещает посты про Монеточку - но их голоса таким образом тоже попали в копилку вселенского хайпа. Когда начались сравнения с Земфирой и пошли звонки с просьбами «прокомментировать феномен Монеточки», показалось, что юная певица вот-вот приобретёт статус национального достояния. Но только в том случае, если публика не перекинется на обсуждение какого-то очередного интернет-героя.
Это история не про феномен Монеточки, а про феномен клипового сознания аудитории. Почему два с лишним года назад, когда Лиза выпустила альбом «Психоделический клауд-рэп» с невероятными для 17-летнего ребёнка текстами, радиостанции не звали экспертов обсуждать это чудо? Почему новая пластинка Монеточки так поразила тех, кто по идее должен был слышать и старую?
Но ведь это не только с Монеточкой так. Если сейчас вдруг начать обсуждать итоги майского «Евровидения», поймаешь на себе непонимающие взгляды и законный вопрос: «Ты о чём вообще?» О «Евровидении» практически не вспоминают весь год и даже совершенно не планируют его смотреть - но потом каждый год оказывается, что нет в жизни проблемы важнее, чем поругаться на подплинтусный уровень конкурса и поорать, что наших опять засудили. Исступление обычно проходит менее чем за неделю после конкурса - чтобы спустя год вернуться, как в первый раз.
Тем, кому «Раскраски для взрослых» снесли башню, я бы всё-таки порекомендовал послушать «Психоделический клауд-рэп» с его диким контрастом между ангельскими внешностью и голосом певицы - и её текстами. Невероятная начитанность, мощнейшее чувство юмора, выбор самых немыслимых тем - вот всё то, за что вы должны были полюбить Монеточку еще в 2016-м. Тот альбом мне кажется даже более крышесносным, чем этот, да и за феноменом лучше наблюдать в развитии - а не делать вид, что новая звезда неожиданно упала на нас с неба.
Собственно, «Раскраски для взрослых» - как раз о взрослении и поиске себя. Песни под минималистичное фоно были адекватной формой для первого альбома, но пришла пора попробовать что-то ещё. Теперь за звук отвечает Витя Исаев (БЦХ), и у Монеточки появились «настоящие» аранжировки, порой довольно сложные - впрочем, вопрос о том, подходят ли они к её высокому голосу, пока остаётся дискуссионным. Не очень понятна и дальнейшая стратегия продвижения: сетевой ажиотаж вокруг проекта, конечно, превзошёл любые ожидания, но каким будет взаимодействие Монеточки с шоу-бизнесом? Её песни по-прежнему мало соответствуют тому, что на эстраде называется «хитом» Иногда, правда, песню начинают петь «снизу», и шоу-бизнес реагирует на глас народа включением произведения в плейлисты. Но на новом альбоме Монеточки на такой вертикальный взлёт может рассчитывать, пожалуй, только композиция «Каждый раз».
Пока поиски новых форм и тем продолжаются, главное остаётся неизменным: тексты Монеточки отличаются всё той же глубиной, юмором и парадоксальностью. «Каждый раз», «Русский ковчег», «90», «Запорожец», «Пост-пост» хочется цитировать целыми куплетами: «Если б мне платили каждый раз, каждый раз, когда я думаю о тебе, я бы бомжевала возле трасс, я бы стала самой бедной из людей»; «В девяностые убивали людей, и все бегали абсолютно голые. Электричества не было нигде, только драки за джинсы с кока-колою»; «Кола, пш-ш — шум берёз, в моде рэп и менуэты, Сартр — это не всерьёз, модернизма больше нету. Не наврали про невроз этикетки сигареты. Я такая пост-пост, я такая мета-мета»... Всё, всё, дальше сами.
Алексей Мажаев, InterMedia