Рецензия: «Заточка» - «Грязное дельце» ****
2018, «Заточка»
«Дуэт «Заточка» исполняет кантри-рэп, - сообщает в аннотации сервис «Яндекс.Музыка» и продолжает: - Эстетика Дикого Запада в альбоме «Грязное дельце». Дебютный альбом бывшего участника и автора текстов группы «Новокаин» и гитариста Anacondaz». В общем, умеют люди завлечь, что уж там говорить: с довольно кислым лицом я приступил к прослушиванию, чтобы через 2-3 трека обнаружить, что аннотация умолчала о львиной доле творческих достижений дуэта «Заточка». Виртуозное владение «русским устным», разнообразие тем, выходящих далеко за пределы эстетики Дикого Запада, и остроумное смешение жанров - «Грязное дельце» «Заточки» стало одним из самых неожиданных и приятных музыкальных открытий года.
В первой песне «Я люблю кантри» «Заточка» предлагает новый перспективный жанр - ядрёную смесь рэпа, шансона и... кантри. В следующем треке «На стрелу» группа продолжает разрабатывать эту жилу, очень смешно описывая поездку бандитов на разборку - нечто подобное можно встретить у «Кровостока», только «Заточка» обходится без атмосферы леденящего ужаса, предпочитая лихой стёб. Возможно, концептуальный альбом, полностью выполненный в такой стилистике, тоже выглядел бы неплохо, но дуэту явно тесно в рамках жанровых ограничений. В третьей композиции «Батя бьёт маму» «Заточка» почти забывает про кантри и меланхолично рисует мощную социальную драму: «Не так уж много развлечений бате по карману: батя пьёт водку, батя бьёт маму. И ни к чему менять программу - и так всё чётко: батя бьёт маму, батя пьет водку». Совершенно будничный тон повествования усиливает эффект воздействия на слушателя. В песне «Патриотическая» лирический герой столь же спокойно готовится победить в ядерной войне.
Из провинциальных будней «Заточка» возвращается на Дикий Запад в композиции «Новый шериф» - но теперь вместо кантри предлагая этакий рэп-мюзикл про истребление шерифов: «Я не пойму, чё было не так со старым шерифом? Лежал себе в каньоне тихо, гнил, кормил грифов, не тревожил никого, не мешал никому, и, вроде, даже шёл ему на шее хомут». После этого «Заточка» переносится в мир русского рэпа, описывая в «Песне ноунейма» особенности раскрутки в этом жанре - хоть тема и избитая, получается довольно остроумно. Кантри-эксперименты к этому моменты полностью прекращаются. В «Не я виноват» тоже рассказывается о себе и рэпе, причём местами вполне феерично: «Мама спросила: «Как дела у Гуфа с Айзой?» У Гуфа с Айзой дела, как альбом Лигалайза».
В треке «Быдло» «Заточка» планировала опять затронуть важные социальные проблемы, но вместо этого увлеклась скороговоркой, которая отвлекает: «Нет бара, где бы не разбился об башку бокал и где пока не было встречи кулака и кадыка. Ну и цены тут у вас - нашли дурака. Нет бара, рядом с которым не было бы ларька». В «Мистере полисмене» дуэт очень точно стилизует разговор с недружественным полицейским: «Не, я не знаю Арсена по кличке Месиво, Скажу тебе: скорей всего, ты не найдешь здесь его. Нашего района спального не нарушай покой, иди сажай тех, кто за Навального! Христос с тобой!» А финальная песня «За берегом тем» лирично, но мрачно повествует о том, что пора валить. Тема тоже не нова, но «Заточка» обыгрывает её несколько парадоксально - чему мы к концу альбома уже не удивляемся.
Алексей Мажаев, InterMedia
InterMedia предупреждает: альбом содержит ненормативную лексику