Рецензия: документальный фильм «Юрий Маликов. Все самоцветы его жизни» ****

Документальный фильм Валентины Пимановой «Юрий Маликов. Все самоцветы его жизни» показал Первый канал 8 июля 2018 года. Выход ленты был приурочен к 75-летию главного героя. Художественный руководитель ВИА «Самоцветы» Юрий Фёдорович Маликов, любим и уважаем, пожалуй, всеми в шоу-бизнесе, или, как говорит сам юбиляр, в «артистической среде». Это человек, с которым невозможно поссориться, который больше 50 лет живёт в счастливом браке, который воспитал талантливых детей и внуков. Сколько ни ждут завистники какого-нибудь скандала в клане Маликовых – не дождутся. Даже звезда инстаграма Стефания Дмитриевна Маликова надежд недоброжелателей не оправдывает. Доброжелательность, дипломатичность, воспитанность – вот с чем ассоциируется у зрителя семья Юрия Фёдоровича.

Но позвольте – при чём же здесь телевидение, которому нужен конфликт, драма, скандал? Как можно ставить в воскресный утренний эфир документальный фильм, где приличные люди сидят за столом и говорят друг о друге приятные слова? Причём заметно, что вполне искренне. Валентина Пиманова, конечно, сделала попытку соблюсти закон жанра и пару раз добавить в повествование острого перца. Но с добрейшим Юрием Маликовым это не проходит. И вот история о предательстве музыкантов «Самоцветов», в полном составе ушедших от художественного руководителя и образовавших свой ВИА «Пламя», превращается в рассказ о дипломатическом гении Юрии Фёдоровича. Мало того, что он умудрился за две недели набрать новых музыкантов, успеть отрепетировать с ними всю программу и отправиться на запланированные гастроли. Маликов ещё и простил перебежчиков, которым, кстати, до сих пор стыдно перед отцом-основателем «Самоцветов». Тут показательны фрагменты интервью первой солистки ВИА Ирины Шачневой: она признаётся, что тот в конфликт в середине 70-х возник из вполне ерундовой истории, и рассказывает о своей реакции на звонок Юрия Фёдоровича с приглашением участвовать в юбилейном концерте «Самоцветов». К тому времени они не разговаривали 20 лет, и Шачнева, как и большинство людей, была уверена, что они никогда не помирятся и Маликов их не простит. Но Юрий Фёдорович – человек особенный, он ни на кого не держит зла. На этом фоне немного фантастическими выглядят рассказы, например, Владимира Винокура о железной дисциплине в «Самоцветах». Мягкий Маликов – и вдруг дисциплина и санкции за опоздания? Оказывается, всё это прекрасно сочетается – так же, как в Юрии Фёдоровиче сочетаются профессионализм и дипломатичность.

Второй драматичный момент связан с операцией, которую перенёс Маликов в немецкой клинике. К счастью, Дима успел отправить отца на обследование, и врачи его спасли. Но и тут зритель не успеет толком поволноваться за создателя «Самоцветов» - зато отметит, что после операции Юрий Фёдорович пребывает в прекрасной физической форме, активно участвует в творческих проектах детей и продолжает руководить разными составами своего ВИА. Меня всегда поражала его память, когда он перечислял даты знакомства с женой или количество концертов «Самоцветов» в январе такого-то года. И в свои 75 Маликов по-прежнему всё это помнит – добавив в копилку важных дат ещё дни рождения внуков.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости