Рецензия: «Альфа». Без претензий на историчность ****
Режиссер: Альберт Хьюз. В ролях: Коди Смит-МакФи, Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон, Наташа Мальте. В широкий прокат фильм выходит в России 23 августа 2018 года.
Земля, 20 тысяч лет назад. Выживание первобытных племен зависит от успешной охоты, а опасность подстерегает на каждом шагу. Молодой охотник, сын вождя племени остается один на один с враждебным миром. Он пытается найти дорогу домой до наступления холодов, встретив по пути стаю волков. От исхода этой встречи зависит судьба человечества.
Перед нами, конечно, не фантастический «Миллион лет до нашей эры» - быт и образ жизни людей эпохи палеолита в фильме переданы достаточно точно и весьма подробно. Но все же исторической точностью «Альфа» не блещет – его создатели умудрились допустить печальный ляп, наделив древних людей современным мышлением, и это допущение режет глаз внимательному зрителю от начала и до самого конца просмотра.
Мы видим людей, которые, живя 20 тысяч лет назад, не просто уже обладают речью, но и разговаривают исключительно высоким слогом Шекспира, без труда рассуждая об абстрактных материях и трудностях управления племенем, философствуя. В мире, где еще не изобретена контрацепция, водится удивительно мало детей, а привязанность вождя к сыну куда больше похожа на современные внутрисемейные отношения.
Даже внешний вид древних людей явно рассчитан на широкого зрителя – исключена всякая возможность брезгливо отвернуться от экрана. Все дикари удивительно чистые, несмотря на свой образ жизни. Даже вымазавшись грязью для маскировки перед охотой, они продолжают выглядеть эстетично, словно это и не грязь вовсе, а маска из какой-нибудь корейской косметики.
Впрочем, это моменты, которые далеко не каждому зрителю бросятся в глаза. В первую очередь перед нами история про мальчика по имени Кеда и про одомашнивание волка по кличке Альфа. Картина предельно проста по сюжету, зато у нее нельзя отнять доброты и милоты. Она не претендует на то, чтобы стать новой документалкой для National Geographic про древних людей, зато она показывает красивую, романтизированную историю приручения животных.
Причем «Альфа» говорит с нами даже не о самом процессе приручения, а в первую очередь о человечности. О любви к братьям нашим меньшим и о дружбе с ними, а также о том, что даже дикий враждебный зверь может перестать смотреть в лес, если его по-настоящему полюбить.
Павел Соломатин, InterMedia