Рецензия: «НонАдаптанты» - «Выхухоль» ***
2018, «Союз Мьюзик»
Пару лет назад «НонАдаптанты» были выпендрёжными дебютантами и за натужную провокационность получили от рецензента на орехи:
«Это большая редкость - встретить в 2016 году альбом, попавший в наше время будто бы прямиком из 1989-го. Тогда можно было не уметь ни играть, ни петь, ни сочинять, но выдавать свои юношеские вирши за страшно провокационные высказывания запрещённых деятелей андерграунда - и пользоваться большим успехом среди неискушённой публики. «НонАдаптанты» решили повторить этот трюк, правда, не учли, что публика с тех пор, мягко говоря, сильно изменилась».
«НонАдаптантам» страшно хочется петь о сексе и наркотиках, а также как-то перемешать всё это с политикой. Видимо, их программа-максимум - достучаться до Роскомнадзора и попасть в реестр запрещённых: это заметно повысит акции группы и интерес к её творчеству. Но на самом деле упоминания наркотических средств в их песнях столь беспомощны и бездарны, что могут вызвать лишь отвращение к предмету повествования. И к сексу, кстати, тоже».
За два года что-то изменилось - то ли в текстах группы, то ли в их восприятии. «НонАдаптанты» по-прежнему невероятно выпендриваются и театрализованно провоцируют, но делают это куда более остроумно, чем раньше: «Секс и наркотики в разумных количествах делают качество жизни отличным». А возможно, и мир вокруг за два года стал слишком другим: то, что два года назад казалось бессмысленным эпатажем, теперь воспринимается как подзабытая творческая смелость. Подзабытая именно в этом жанре - условного «русского рока» или, если точнее, «русского не-рэпа». Бодрую и нахальную музыку «НонАдаптантов» по-прежнему трудно ассоциировать с нашим временем, она напоминает, грубо говоря, ускоренную раза в два и электронизированную смесь «АВИА» с «Оберманекеном» - то есть нечто, существующее вне форматов и в немалой степени для самолюбования. Впрочем, на сей раз это самолюбование оказалось заразительным - слушателю моментами тоже хочется к нему присоединиться.
«НонАдаптанты» рифмуют истину с фистингом, поют «пахлава ты моя, пахлава», издеваются (простите, переосмысливают) над «Я свободен» в «Ты свободна», и это, в отличие от первого альбома, не кажется натужным эпатажем. «А я тебя устала рожать, сказала мне биологическая мать, да я сам рожаться устал, моя бы воля - давно бы перестал» - от песни с названием «Остановите роды» подсознательно ждёшь какого-то позора, но группа не без изящества избегает оного. Изящество иногда «НонАдаптантам» отказывает, как в песнях «Галопом по секс-шопам» и «Моя девушка дилер», но в любом случае их тексты неплохо соответствуют определению «трансцедентальная ахинея», прозвучавшему в одной из композиций. А по песне «Окситоцин» юные рэперы могли бы поучиться сочинять о сексе на грани фола, но не применяя нецензурных слов. В композиции «Даже» «НонАдаптанты» фонтанируют рифмами, порой довольно штампованными, но делают это так заразительно и безапелляционно, что зрителю не хочется придираться. В принципе, эту фразу можно отнести и ко всему альбому.
Алексей Мажаев, InterMedia