Текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"»
Текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"» в части совершенствования порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ Министерством культуры РФ. InterMedia публикует полный текст документа:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Внести в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 45, ст. 4627; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 30, ст. 4257; 2017, № 50, ст. 7563) следующие изменения:
1) статью 362 дополнить частью следующего содержания:
"Театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки и музеи размещают на своих официальных сайтах в сети "Интернет", а также на специально оборудованных информационных стендах, размещаемых в местах, доступных для посетителей таких организаций:
информацию об установленных этими организациями ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия;
информацию о лицах, уполномоченных в соответствии со статьей 521 настоящих Основ на реализацию билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, включая сведения о сайтах в сети "Интернет", через которые уполномоченными лицами осуществляется реализация таких билетов;
реквизиты и элементы оформления билетов на проводимые этими организациями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия и информацию о порядке возврата таких билетов;
информацию о театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях, посещение которых осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе на билете (далее - именные билеты), в случае реализации этими организациями таких билетов.";
2) дополнить статьей 521 следующего содержания:
"Статья 521. Оформление, реализация и возврат билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, утверждает форму билета на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками (далее - организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств) и музеями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, содержащую основные реквизиты билета. Организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи вправе устанавливать дополнительные реквизиты и элементы оформления билетов на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия.
Билеты, оформление которых не соответствует форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, билеты, которые не содержат реквизиты и элементы оформления билетов, установленные соответствующими организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, и музеем, поддельные билеты и билеты, содержащие исправления, являются недействительными, не дают права на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий, а также не принимаются к возврату.
Реализация билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями, осуществляется такими организациями и музеями самостоятельно, а также уполномоченными ими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), и юридическими лицами на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации с организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями (далее - уполномоченные лица).
Не допускается реализация иными лицами билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями.
Уполномоченным лицам при реализации билетов разрешается взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, в том числе за доставку билетов, если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, или музеем с уполномоченным лицом. Факт оказания покупателю билетов сопутствующих услуг должен быть оформлен в соответствии с законодательством Российской Федерации с обязательной выдачей покупателю билетов чека, подтверждающего оплату указанных услуг. Общая стоимость сопутствующих услуг, оказанных покупателю билетов, не должна превышать 10 процентов стоимости купленных билетов.
Организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи вправе реализовывать именные билеты. Именные билеты дают право на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При посещении театрально-зрелищного, культурно-просветительского или зрелищно-развлекательного мероприятия посетитель предъявляет контролеру именной билет на соответствующее мероприятие и документ, удостоверяющий его личность. При несоответствии сведений о посетителе, указанных на билете, предъявляемому документу или исправлении сведений о посетителе на билете посетитель не допускается до проводимого мероприятия.
В случае отмены, замены или переноса театрально-зрелищного, культурно-просветительского или зрелищно-развлекательного мероприятия, проводимого организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, или музеем, посетителю возмещается полная стоимость билета организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, музеем или уполномоченным лицом, у которого был приобретен билет.
Организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи утверждают порядок возврата билетов на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе в случае отказа от посещения такого мероприятия по инициативе посетителя и возврата именного билета, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 16 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 год (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2925-р).
Целью законопроекта является совершенствование порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия, а также решение проблем, связанных с незаконной перепродажей билетов по цене выше стоимости услуги, указанной в билете.
Согласно положениям законопроекта реализацией билетов могут заниматься только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи (далее - организации культуры) либо уполномоченные такой организацией лица на основании договора.
До 2010 года при возврате посетителями билетов театры руководствовались письмом Минкультуры СССР от 19 июля 1989 г. № 2614-06/10-46 "О Порядке возврата театральных билетов", в соответствии с которым лицо, которое приобрело билет, имело право возвратить его не позднее чем за трое суток до дня проведения мероприятия с возмещением 50% стоимости билета.
В связи с отменой штрафных санкций при возврате билетов на культурно-зрелищные мероприятия обострилась проблема, связанная с недобросовестными покупателями, приобретающими билеты на культурно-зрелищные мероприятия с единственной целью их перепродажи. Такие покупатели перепродают билет дороже его номинальной стоимости, а в случае невостребованности билетов возвращают их организатору. Организатор принимает билет и возвращает его полную стоимость заказчику. В связи с этим организатор несет убытки, поскольку вероятность продать билет на культурно-зрелищное мероприятие, возвращенный организатору в день проведения этого культурно-зрелищного мероприятия, невысока.
Справочно: Сумма возврата билетов недобросовестными покупателями в Театре Наций за театральный сезон составляет более трех миллионов рублей. За период с 1 января по 30 апреля 2018 г. указанными покупателями были произведены возвраты на сумму 1.012.350 рублей.
Недобросовестная нажива на продаже билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России.
Законопроект направлен на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры.
Законопроектом предусматривается, что порядок возврата билетов на культурные мероприятия с учетом установленных Минкультуры России требований, в том числе в случаях отказа от посещения подобных мероприятий по инициативе посетителя, а также установление порядка возврата билетов, которые предусматривают идентификацию личности посетителя по документам, удостоверяющим его личность, устанавливается организациями культуры.
В случаях отмены, замены или переноса культурных мероприятий, осуществляемых организациями культуры, посетителю возмещается полная стоимость билета самой организацией или лицом, уполномоченным на реализацию билетов.
Кроме того, для достижения целей законопроекта предлагается запретить реализацию билетов по цене выше стоимости, указанной на билете, а также предусмотреть норму, в соответствии с которой реализацией билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия наряду с организацией культуры могут заниматься только уполномоченные такой организацией лица на основании соответствующего договора. При этом в законопроекте предусмотрено, что уполномоченные организацией культуры лица могут взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, в том числе за доставку билетов. Общая стоимость сопутствующих услуг не должна составлять 10% от стоимости билета.
Законопроектом устанавливается, что форма билетов на культурные мероприятия утверждается Минкультуры России. Организации культуры вправе устанавливать дополнительные реквизиты и элементы оформления билетов на проводимые мероприятия.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, и не окажет влияния на расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" потребуется принятие следующих актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры:
Приказ об утверждении формы билетов на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия.
(Ответственный: Минкультуры России, срок - IV квартал 2018 г.).
Приказ об утверждении требований к порядку возврата билетов на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия.
(Ответственный: Минкультуры России, срок - IV квартал 2018 г.).