Алексей Кортнев: «Мы совершенно искренне исповедуем принципы театральной студийности, то есть мы делаем почти все вместе»

О НЕДОПУСТИМОСТИ НАПИСАНИЯ НА АФИШЕ «АЛЕКСЕЙ КОРТНЕВ И ГРУППА "НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ"»

— Это было наше совместное решение и ощущение, потому что я себя чувствую крайне неловко в такой ситуации. Мы совершенно искренне исповедуем принципы театральной студийности, то есть мы делаем почти все вместе. Я являюсь фронтменом группы, поэтому более известен, плюс телевизионная и киноактивность. Но в ансамбле мы действительно работаем на равных. Просто объем проделанной работы не всегда виден зрителю: на сцене могут стоять авторы песни, а все лавры собирает солист.

О ПРОЕКТЕ «ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ» С СЕРГЕЕМ ЧЕКРЫЖОВЫМ И РЕАКЦИИ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ

— Они периодически к нам присоединяются: "Частный случай" не всегда играет вдвоем, у нас бывают и концерты втроем, вчетвером.

На самом деле, это была вынужденная мера, поскольку довольно часто площадки, на которых нам предлагают выступить, не могут принять весь ансамбль. Условно говоря, если концерт для 20 человек в небольшом помещении, то поставить шесть человек с барабанами, со звукоусилением — можно, но это значит мучить людей излишне громкими звуками.

ОБ ИРОНИИ В ТВОРЧЕСТВЕ

— Я думаю, что да, потому что у людей хорошо образованных — именно образованных в самых разных областях знания, — как правило, формируется самоироничный склад ума. Они очень хорошо знают, что мало чего знают. Те, кто много знает, представляет себе и объем неизведанного. Я унаследовал от своих родителей самокритичное и самоироничное жизненное ощущение. А это, естественно, потом транслируется в тексты и даже в мелодии.

О РОЖДЕНИИ ПЕСНИ «ЧТО ТЫ ИМЕЛА В ВИДУ?»

— Нет, но это был совершенно отчетливый случай. Я находился в кабинете у своего товарища и по совместительству человека, который выпустил несколько наших первых альбомов, Андрея Феофанова. Андрей приехал с презентации первого альбома группы "Иванушки International" — еще с кассетой, даже не с диском. И вот он ее вставил в магнитофон, включил и говорит: "Послушай, вот это — будущее музыки". А там вот эти все "на небе тучи" и так далее.

Я не могу сказать, что мне это не понравилось, это было сделано крепко. Я говорю: это здорово, но рок-н-ролл будет всегда, потому что это как частушки, как рэп, как блатная песня, — это очень легко сочинить по любому поводу. Песню "На небе тучи" ты не напишешь по поводу того, что тебя толкнули в трамвае. А рок-н-ролл напишешь. В этот момент его секретарша, которая сидела в полутора метрах от нас, разговаривала со своей подругой по телефону и сказала именно эту фразу: "Что ты имела в виду?" И Феофанов тут же сделал стойку и говорит: "Вот, напиши песню по этому поводу". Я с ним поспорил и на следующий день принес ему готовую песню, спел под гитару в этом же офисе, в присутствии той же секретарши.

Самое интересное, что мы с ребятами из "Несчастного случая" долго дискутировали о том, стоит ли ее вообще записывать и выпускать.

ОБ АЛЬБОМЕ-САУНДТРЕКЕ «КРАНТЫ»

— Что касается "Крантов", там была очень интересная история. Для меня это был вызов. Песни же не писались как саундтрек, они сочинялись разрозненно. Причем я сначала их расставил в той последовательности, в которой они бы стояли на пластинке, даже если бы между ними не было связок. У песен на диске одинаковая последовательность с минимальными вариантами: хиты, которые точно должны быть услышаны первыми, потом провис, затем опять что-то посильнее. Чередуешь лирические и развлекательные номера, нельзя ставить подряд две длинные минорные песни... Поэтому последовательность песен выстроилась без учета какого-либо сюжета. И было ужасно интересно потом их соединять каким-то якобы сюжетом. Мне очень понравилась эта работа.

О ВЫБОРЕ ПЕСЕН ДЛЯ АЛЬБОМОВ

— Я, как правило, ориентируюсь на концертный опыт, потому что сам ничего в этом не понимаю — что выстрелит, что нет. Я люблю определенную музыку, достаточно сложную, и мне кажется, что именно так написанные песни хороши. Народу это обычно не очень нравится. Поэтому мы уже долгие десятилетия практикуем такую последовательность: пишем песни, играем их на концертах, и в зависимости от того, что нравится, а что нет, ставим в альбом.

ОБ ОБЕЩАНИИ НА АФИШЕ РАССКАЗАТЬ, ЧТО ОНИ ИМЕЛИ В ВИДУ

— Для этого приходите на концерт, там мы пытаемся рассказать максимально доходчиво.

Самое главное, что мы имели в виду, — это то, что свободные люди должны быть свободными в выражении своих мыслей и чувств. И если они: а) не боятся; б) не алчут, то их будут слушать. Мы за 35 лет не написали ни одной песни по заказу дня, чтобы подлизаться к кому-то. Не написали ни одной песни, которая прославляла бы какие-то политические тренды в стране или мире. И при этом собираем "Крокус" — шесть с половиной тысяч человек! Не будучи популярной группой, которую показывают по телевизору и постоянно крутят по радио... Но люди хотят общения, и для меня это чрезвычайно ценно.

Наверное, именно это мы и имели в виду.

(Анастасия Силкина, ТАСС, 13.09.2018)

Последние новости