Рецензия: IC3PEAK - «Сказка» ***
2018, Orchard
IC3PEAK - московский электронный витч-хаус-дуэт, в который входят Анастасия Креслина (вокал) и Николай Костылев (всё остальное). Неочевидное название читается как «Айспик». Проект образован пять лет назад, но по-русски запел только в 2017 году. На прошлогоднем альбоме «Сладкая жизнь» вышла песня «Грустная сука», считающаяся самым известным произведением IC3PEAK. Новая пластинка «Сказка» привлекла внимание прессы «смешением древнерусской эстетики с сегодняшним общественно-политическим дискурсом». Формулировка звучит довольно любопытно, но не вполне соответствует реальному положению вещей.
В начале альбома IC3PEAK уверенно наступают на все грабли, на которые положено наступать представителям «местной инди-музыки»: диск «Сказка» очень настойчиво намекает на то, что музыканты вообще не предполагали, что их кто-то будет слушать. В «Считалочке» высокий женский голос монотонно, но неумолимо утягивает всё живое в глубь воображаемых хтонических болот, причём этнические вокальные приёмы только добавляют жути. Песню «Сказка» группа даже экранизировала, а также сделала заглавной - видимо, неспроста. Это одна из самых страшных композиций года - взвинченным фолк-речитативом произносится речёвка «я из страшной русской сказки, все равно, откуда ты, не боюсь дневного света, здесь и так хватает мглы. Мир подарит, сколько просишь, заберет, когда не ждешь. Не играю в твои игры, ты когда-нибудь умрешь. Мое имя — твой страх, кровоточит на губах». Слушать это решительно невозможно, хотя тексты по ходу пластинки становятся всё резче, отточеннее и интереснее. Тем не менее под «Привет», «Красоту и силу» и «Полчаса» невозможно отделаться от ощущения, что ты вопреки свой воле участвуешь в ведьминском, шаманском ритуале, причём в роли жертвы.
Вот честно: до шестого трека мало кто дослушает. С другой стороны, если начать слушать прямо с шестого трека «Смерти больше нет», то не ощутите разительного контраста и впечатления будут неполными. С ведьмовских завываний Анастасия переходит практически на рэп, и этот музыкальный язык оказывается гораздо более адекватным текстам группы: «На меня смотрит вся Россия, пусть всё горит, пусть всё горит. Я теперь готова ко всему на свете, я отсидела свой срок в интернете, выхожу на улицу гладить кота, а его переезжает тачка мента. Я иду по городу в чёрном худи, тут обычно холодно, злые люди». Сосредоточенный речитатив время от времени переходит в русалочье пение, которое здесь, в отличие от первой части пластинки, не пугает. В «Таблетках» IC3PEAK предлагают почти попсовую мелодию, зато с ещё более жёстким текстом: «Я спускаю в унитаз все свои таблетки, надоело на цепи сидеть в бетонной клетке. Больше ни к чему это ненужное лечение, праздную сегодня свой последний день рождения. А-а-а-а-а, умираю в России, а-а-а-а-а, от эйфории». В финальных «Слезах» Настя возвращается к стенаниям на ультразвуке - но припев всё равно выглядит уже гораздо дружелюбнее к публике.
В сетевых описаниях дуэта IC3PEAK почти обязательно есть слово «экспериментальный». Альбом «Сказка» тоже вполне можно охарактеризовать этим словом - только эксперименты здесь делятся на две категории: одни для зрителя любопытны, другие ввергают его в парализующий ужас.
Алексей Мажаев, InterMedia