Общероссийский народный фронт провел на Арбате рейд по выявлению контрафакта
Общественное движение «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) провело на московском Арбате рейд по выявлению контрафактных изделий народных промыслов. Эксперты ОНФ прошли по 15 магазинам и в 12 из них выяснили, что примерно 60% товара – это подделки под изделия народных художественных промыслов (НХП). Они сделаны либо в Китае, либо в каких-то неизвестных мастерских. Остальные 40% продукции можно назвать подлинными – товары действительно приехали с известных фабрик, где чтят истинные традиции народного искусства. Только к трем торговым точкам у проверяющих не возникло никаких претензий.
Как сообщается на сайте ОНФ, провести контрольный рейд по сувенирным магазинам Арбата предложила Ассоциация участников рынка артиндустрии. Принять в нем участие пригласили экспертов из Народного фронта, Национального союза народных художественных промыслов и Минпромторга России. Первым делом контролеры отправились в один из самых дорогих магазинов. На стенде развесили расписные платки в восемь рядов, но эксперты подделки рассекретили сразу. Председатель правления Национального союза НХП Вячеслав Долгов, больше 20 лет работающий заместителем генерального директора Павловопосадской платочной мануфактуры, назвал несколько признаков контрафакта.
- Два из них может определить каждый: это этикетка и бахрома, - сказал он. - На настоящих платках бахрома продета сквозь ткань, а на сделанных подпольно она пришита поверх края. На наших этикетках стоит лейбл Павловопосадской платочной мануфактуры и указана подробная информация об изделии. На подделке же болтается невразумительная бумажка о какой-то «платочной мануфактуре». Кроме того, у контрафактных платков дешевая ткань: павловопосадские шали делаются из шерсти, а здесь явный полиэстер.
Эксперт пояснил, что художники Павловопосадской мануфактуры используют оттенки, близкие к природным, а в данном случае краски были словно неоновые или кислотные. Грубостью отличается и рисунок: на мануфактуре его хоть и печатают на машинах, но это уникальные станки. Подобных нет нигде в мире. Подделки же штампуют на обычном оборудовании.
С матрешками, которых в изобилии предлагают на Арбате, дело обстоит несколько сложнее. Эксперты осматривали их целыми партиями и ни на одной не обнаружили штампа с местом производства или именем автора. По правилам, такая отметка НХП должна стоять на торце изделия, на внешней стороне дна. Но если павловопосадские шали выпускают только в одной местности, то традиционных производств матрешек гораздо больше: вятская, семеновская, сергиево-посадская и многие другие. Часть товара, действительно, можно считать подделкой под один из этих стилей. Однако немало и тех, которые не копируют традиционные рисунки, а сами по себе являются продуктом прикладного искусства. Например, это матрешки с изображением балерины или портретами известных людей.
В связи с этим эксперты отметили, что государство должно выступить регулятором в этом вопросе и четко отделить произведения народного искусства от сувениров в национальном стиле.
- Государство не может диктовать бизнесу, что именно продавать. Но покупатель, заходя в магазин, должен ясно видеть разницу: вот на этом стенде или прилавке продается истинное изделие, полностью соответствующее канонам народного художественного промысла. А на другом прилавке лежат сувениры а-ля рус. И тогда потребитель поймет, за что ему предлагают заплатить более высокую цену, – подчеркнул президент Ассоциации участников рынка артиндустрии, эксперт ОНФ Ирина Егорова.
Но дело не только в художественной ценности изделия. Для потребителя возникает еще одна проблема. Покупая контрафакт, нельзя быть уверенным, что он не принесет вреда здоровью.
- Обратите внимание на неестественные цвета матрешки, которые мы уже видели на контрафактных платках. Где гарантия, что никому не известный подпольный цех не использует самую дешевую ядовитую краску? А если ребенок лизнет эту матрешку и отравится? Или другой пример: Хохломская фабрика выпускает деревянную посуду, которую можно использовать в быту. То есть из нее можно есть. Но что если нелегальный художник распишет копию непроверенными красками, в которых будет много свинца? Это прямой путь к отравлению! В случае же с проверенной продукцией, сделанной на производстве, где всегда известны поставщики сырья и материалов, такое просто невозможно, – отметил Долгов.
Что касается цен, то контрафакт на рынке сувенирных изделий стоит в разы дешевле оригинала. Например, подлинный воротник из елецкого кружева обойдется от 700 до 2,5 тыс. руб., кружка с хохломской росписью – от 400 до 1,5 тыс. руб. Их низкокачественные копии стоят в три-пять раз дешевле. Заведующая одного из арбатских магазинов поделилась таким наблюдением. Туристы-китайцы для себя покупают именно дорогие настоящие платки. А в придачу к ним, как правило, берут пачку подделок, которые дешевле в два раза, – в подарок, на сувениры. И вот из таких «сувениров» складывается солидная сумма, которую недополучают настоящие производители НХП.
Эксперты отмечают, что сегодня масштабы этой проблемы огромны, подделываются почти все виды промыслов. Так, по данным исследований, на российском рынке более 60% поддельной «гжели», более 54% – «хохломы» и более 56% – «жостово». Дешевый импортный контрафакт из-за отсутствия федерального регулирования свободно попадает на рынок страны. Сувенирные магазины устанавливают на эту продукцию торговую наценку от 300 до 600%. А вот максимально возможная торговая наценка на подлинные российские изделия НХП составляет только 100-130%. Соответственно, это не позволяет магазину покрывать расходы по аренде в торговых центрах. Поэтому отечественные изделия, как не выгодные, часто вытесняются из сувенирных сетей. Чтобы защитить народное искусство и покупателей, эксперты предлагают ввести государственную регистрацию художественно-стилевых особенностей промыслов, то есть товарные знаки.
- Предприятия и частные мастера будут получать от государства права на их использование. А покупатель получит возможность смело приобретать подлинные, обладающие художественной ценностью изделия народного искусства. И к тому же безопасные для здоровья, – сказала Егорова.
Эксперты напомнили, что во всех регионах страны созданы художественные советы, которые определяют, можно ли то или иное изделие считать продуктом НХП. По федеральному закону к ним не могут быть отнесены те, что были изготовлены не в месте традиционного бытования народного промысла. Он сочетает в себе природно-климатические, культурно-бытовые особенности, складывавшиеся веками традиции, а в некоторых случаях и традиционные материалы. Поэтому изделие может быть высокохудожественным, но без привязки к месту продуктом НХП оно не будет.