Рецензия: документальный фильм «Квартал. На последнем этаже» ****
Документальный фильм «Квартал. На последнем этаже» был опубликован на YouTube 28 сентября 2018 года. Режиссер – Игорь Марков.
Золотой век группы «Квартал» уложился в 15 лет: от первого концерта, сыгранного 29 апреля 1987 года на сцене «Горбушки» на разогреве у «Бригады С», до гибели создателя коллектива Артура Пилявина 11 июля 2002 года. И это было по-настоящему удивительное явление в истории, условно говоря, русского рока. Удивительно и неповторимое. «Квартал» не исчез и продолжает существовать (на вопрос, правильно это или нет, в фильме есть несколько ответов). Но он явно ждал своего летописца, явившегося в образе Игоря Маркова – журналиста и музыканта, то есть человека, который видел этот музыкальный мир изнутри и снаружи. К тому же сам автор честно признался в давнем знакомстве и любви к «Кварталу»
На что сразу обращаешь внимание: в фильме нет никакого авторского текста – только слова героев и музыка. Это очень выигрышный ход автора, у которого, конечно, есть свое мнение (но его можно прочитать между строк) и вопросы к своим героям (которые угадываются в ответах). Зрители, которые сталкивались с биографическими документальными проектами хоть отечественного, хоть зарубежного производства, знают, что большинство из них обычно снабжают банальными закадровыми текстами, произносимыми замогильным голосом. И то, что герой очень любил, скажем, маму, сообщат раз десять за два часа, вероятно, чтобы дошло уже до самой тупой аудитории. Так что спасибо автору за то, что избавил зрителей от этого.
История «Квартала» хоть и не очень длинна (хотя группе уже по факту более 30 лет), но довольно насыщена людьми и событиями. Автору удалось уложиться 40 с небольшим минут экранного времени, при этом не потеряв ничего важного и обогатив даже поклонников группы новыми интересными и забавными фактами из ее истории. Зрители узнают: что Татьяна Литвиненко училась в Институте культуры с Леонидом Агутиным, а в певицы ее «устроила» однокурсница Екатерина Стриженова; кто на самом деле придумал название группы «Квартал»; что трубач Александр Дитковский практически не умел играть, и в группу его взяли вовсе не за музыкальный талант; что в 1989 году «Квартал» практически распался: Татьяна Литвиненко была уволена, а большинство музыкантов ушли вслед за ней в знак протеста; почему в группе не смогла работать Маша Кац, хотя песни в ее исполнении остались на альбоме «Резиновые джунгли»; как свой первый концерт в качестве солистки Софи О'Кран играла, выпив рюмку текилы для смелости; была ли ревность между двумя вокалистками и в чем она выражалась.
Своими репликами украсили фильм и известные друзья «Квартала» - Андрей Макаревич, Сергей Мазаев, Дмитрий Дибров, Соня Кругликова. Удивительно, как все-все говорят про всех-всех в самых добрых словах и с такой искренней нежностью и теплотой, что не часто встретишь не только в российском, но и в мировом шоу-бизнесе. Особых слов заслуживает видеоряд. Это не только бесконечный калейдоскоп фотографий, но и самый первый черно-белый и трогательной самодеятельный клип «Квартала» на песню «Дождь», телевизионные съемки самых разных лет, домашние видео Артура Пилявина, съемки совместных пикников… Сколько часов материала пришлось отсмотреть, чтобы выбрать самое яркое и интересное, сложно и представить.
Финальная часть фильма была, конечно, главной зоной ответственности. Как рассказать о смерти Пилявина, чтобы была понятна вся величина этой потери, но при этом не скатиться в сентиментальность? Эту Сциллу автору удалось пройти достойно, со скупой мужской слезой, а не истерикой, дав слово героям («Он был нашим солнцем, вокруг которого все вращалось, как планеты. Солнце погасло», - говорит Дитковский) и показав самую большую специальную съемку для фильма, где Таня и Саша отправляются на кладбище в Горках, чтобы положить цветы на могилу Артура (в фильме практически мимоходом звучат слова, что на этом кладбище уже лежит почти половина группы).
Харибдой могла стать история «Квартала» нынешняя. И тут снова на руку автору сыграла отстраненность. Каждый смог объяснить свою точку зрения на то, надо ли было закончить или продолжить существование группы. И убедительной выглядит и позиция музыкантов, которые через год решили (даже не сами) сделать концерт памяти Пилявина и, по словам Татьяны Литвиненко, «с того момента не расставались» и даже продолжили сочинять новые песни и набрали новых музыкантов, которые являются настоящими фанатами «Квартал». И можно понять бывшего директора группы Сергея Смолина, который оставил свой пост и говорит в фильме так:
- Для меня группа «Квартал» - это Артур Пилявин. Если Артура Пилявина нет, то какой смысл продолжать?
Да, у каждого своя правда. У зрителя она тоже может быть своя. Так, а кто же зритель? Вряд ли фильм предназначен для широкой аудитории, но он будет очень интересен тем, кто любил и любит «Квартал», который когда-то смешно называли «музыкой для интеллигентной молодежи».
- Тогда я не понимал, почему такая прекрасная музыка не может нравиться миллионам? – говорит Смолин. – Но это я был молодым просто. Теперь я понимаю, что она просто не может нравиться миллионам. И это прекрасно!
Екатерина Алексеева, InterMedia