Рецензия: «Супербобровы. Народные мстители». Когда все вместе, и сверхспособности на месте ***
Комедийный боевик «Супербобровы. Народные мстители» выйдет в российский прокат 20 октября 2018 года. Режиссер: Дмитрий Дьяченко. В ролях: Павел Деревянко, Оксана Акиньшина, Роман Мадянов, Владимир Толоконников и др.
В рецензии на первый фильм франшизы «Супербобровы» в 2016-м мы писали: «Финал лишь на первый взгляд сулит избавление от опасности, а на деле рискует обернуться пленом пострашнее пресловутого «домашнего ареста»». Так оно и поучилось! После блестяще проведенного ограбления Бобровы вынужденно осели в Таиланде. Судя по всему, украденные деньги были благополучно промотаны в кратчайшие сроки, потому что семейству приходится зарабатывать на жизнь в шапито самого низкого пошиба.
Дешевые трюки и необходимость находиться вместе 24 часа в сутки (чтобы не утратить пресловутые сверхспособности и не угробить деда) быстро доводят всех до полнейшего озверения. Вдрызг рассорившись со своим «мозговым центром» Олегом (Павел Деревянко), Бобровы исчезают в неизвестном направлении, чтобы потом всплыть в компании семьи Шишкиных, которые оказываются отморозками еще похлеще их самих.
Если первый фильм был посвящен, главным образом, демонстрации фантастических навыков каждого члена семьи, то в продолжении, по замыслу режиссера Дмитрия Дьяченко, Бобровы должны раскрываться в повседневной рутине. Зрелище это не лишено правдоподобия, но действие поначалу заметно пробуксовывает. В развитии показан один Олег, превратившийся из классического прощелыги в гиперответственного генератора идей, без которого непутевый клан бы давно стоял на паперти с протянутой рукой. Вместе с тем, минимум каждая вторая семья должна узнать в Бобровых себя, что наверняка поможет комедии опять собрать кассу и трансформироваться в итоге в сериал.
Сценарий фильма переделывался несколько раз, и далеко не все прорехи удалось залатать. Чувствуется, как мучительно продирается работавшая над лентой команда к довольно эффектному финалу. Нерешительность Бобровых, которые без сильной руки неизменно испытывают разброд и шатания, в какой-то момент начинает сильно раздражать.
Бросается в глаза и желание создателей во что бы то ни стало обойти все цензурные препоны. Упоминание о «народных мстителях» в названии фильма попросту себя не оправдывает, потому что бунтарские настроения (свойственные не столько Бобровым, сколько Шишкиным) разбиваются о традиционно русское «как бы чего ни вышло». Недаром в сцене экзекуции проворовавшегося чиновника зритель испытывает настоящее раздвоение личности, потому что не понимает, кому здесь сочувствовать. Сценаристы наверняка наступали себе на горло, не сделав Шишкиных еще и «православными фундаменталистами», поэтому их «джихад» против соблазна и греха не имеет в фильме сколь-либо внятной мотивировки.
Главное достоинство фильма – Владимир Толоконников, неподражаемо сыгравший бессмертного деда. Есть что-то глубоко закономерное в том, что эпитафией этому самобытному актеру стала именно такая роль, в которой фарса и пафоса ровно пополам. Жаль лишь, что с Толоконниковым успели отснять лишь треть запланированных сцен, возможно, иначе бы фильм производил более благоприятное впечатление.
Денис Ступников,InterMedia