Эксперты вывели перспективные способы финансирования креативных и технологических индустрий на дискуссионной панели IPChain
Дискуссионная панель «От мира идей к миру денег, и наоборот», организованная ассоциацией IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности), состоялась в Инновационном центре «Сколково» 16 октября 2018 года в рамках международного форума «Открытые инновации 2018».
Участники обсудили перспективные способы финансирования креативных и технологических индустрий, в том числе кредитование под залог интеллектуальной собственности. Кроме того, эксперты коснулись и проблемы объективной, качественной и поддающейся верификации стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности.
В ходе дискуссии генеральный директор платформы «Поток» Никита Абраменко, отметил, что банки не слишком хороши для финансирования IT-стартапов. По его мнению, инновационные продукты не находят отклика у банкиров, потому что те работают в другой нише и по другим программам и правилам. Идеальным источником финансирования, по словам Никиты Абраменко, в таких случаях могут выступать обычные люди, которым, в отличие от финансово-кредитных учреждений, продукты стартапов интересны. Например, знаменитый музыкант Константин Кинчев собрал на свой новый альбом более 11 млн рублей с помощью краудфандинга. При этом, отметил Никита Абраменко, «мы не хотели бы противопоставлять систему краудфандинга банковским инвестициям и краудинвестингу».
Модератор панели, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев (на фото) подчеркнул, что финансовая поддержка проектов – это, по сути, «голосование рублём» и реальный инструмент оценки финансовой привлекательности.
— Объем российской экономики не так велик, как нам бы хотелось, в результате чего мы вынуждены конкурировать за ниши, — заявил директор по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов, говоря о новой среде для поддержки и превращения наукоемких и креативных проектов в работающий и высокодоходный бизнес. — Следует понимать, что банки работают по определенной модели, и им важна ликвидность. Пока что вопрос о том, как отделить мошенников, «продавцов воздуха», от реальных краудфандеров, пока открыт.
Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, рассуждая о формах финансирования, заявил, что выжить в современных условиях может только тот бизнес, который по-настоящему эффективен.
— Гибридные формы бизнеса – это попытка скрестить тигра с гепардом. Может получиться, а может нет. Краудинвестинг – это промежуточная форма для привлечения капитала. Для творческих индустрий этот способ финансирования весьма актуален. Мне он представляется интересным для дальнейшего развития музыкальной сферы, — отметил он.
Управляющий партнер SkolkovoLegal Антон Пушков раскрыл, что сегодня в «Сколково» уже прошли экспертизу порядка 1800 стартапов.
— Банки уже сегодня могут финансировать проекты под залог интеллектуальной собственности, но не спешат это делать. Если продукт находится в собственности изобретателей и авторов, то финансировать его им не интересно, — пояснил он.
Генеральный директор Российского авторского общества Александр Сухотин в свою очередь отметил возможность использования больших данных для оценки творчества. По его словам, сегодня уже можно говорить об интересном эксперименте, реализованном одним из российских финансово-кредитных учреждений, – использовании объектов интеллектуальной собственности в качестве залога.
Управляющий партнер PalitrumLab Хачатур Арушанов заявил о том, что мы являемся свидетелями мирового банковского апокалипсиса – сотни банков по всему миру прекращают свое существование.
— Мы не можем спасти банковскую систему, но в наших силах создавать новые возможности для финансирования проектов. Помощь должна стать персонализированной: нужно искать меценатов, которые вложат средства в те или иные стартапы, — уверен он.
Заместитель генерального директора n’RIS Валерия Брусникина рассказала о роли цифрового профильного сервиса создателей, владельцев и пользователей интеллектуальной собственности n’RIS в процессе финансирования стартапов.
— Работая на площадке n’RIS, мы можем отслеживать, какая сфера деятельности сейчас на пике, чем живет музыка и кино, что вообще происходит на рынке, — отметила она. — Делиться информацией цифровые витрины не спешат, считая эти данные свой коммерческой тайной. Решить эту проблему может сеть IPChain. Одним из успешных примеров поддержки и развития творческих индустрий является программа FONMIX – плеер для воспроизведения аудио- и видеоконтента. Используя его, правообладатель может увидеть, насколько популярен и востребован его объект интеллектуальной собственности.
Генеральный директор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов обратил внимание участников дискуссии на то, что банки не понимают ценности результатов интеллектуальной деятельности:
— Формирование бюджета в части финансирования креативных проектов происходит по затратному подходу. В какой-то степени создатели проектов сами виноваты в этом. Если бы создатели проектов обратили свое внимание не только на созидательный процесс, но и на возможность его монетизации, то ситуация могла бы полностью измениться. Отсутствие инвестиционной привлекательности для бизнеса по сути является причиной отказа в финансовой помощи. Генераторы идей должны заражать своим энтузиазмом всех вокруг, а в первую очередь – бизнес. Никто не хочет поддерживать непривлекательные и скучные проекты. Это очевидно.
В ходе дискуссии модератор также предложил ее участникам обсудить возможность рассмотрения патентов в качестве гарантии возникновения монопольного права на уникальный продукт. Тема вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой директор правового департамента Российской венчурной компании Наталия Полякова подтвердила: инвесторам важно именно наличие патента как минимум в качестве подтверждения серьезности намерений создателей проекта.
— Надо четко разделять патент и технологии, — заявила она. — Патент — это не технология. Для того чтобы создать технологию, необходим целый комплекс результатов интеллектуальной деятельности. При этом, естественно, что инвестор отдаст предпочтение патенту: его, по крайней мере, можно пощупать, и его наличие означает, что результат интеллектуальной деятельности прошел государственную регистрацию. Поэтому патент — необходим. Это гарантия для инвестора. Но любой патент — это риск, потому что для того, чтобы получить патент, нужно всего-то соблюдение трех условий: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.
Директор по экосистеме Hyperledger Марта Пекарска отметила:
— Система патентов служит определенной гарантией, однако, отвечая на вопрос, что ценнее – бумага или запись в распределенном реестре, отмечу: когда вы финансируете стартап, вы инвестируете в мечту, в идею, в которую вы поверили. Главное для инвестора - отдача, и не так важно, на бумаге или в цифре были зафиксированы результаты интеллектуальной деятельности, которые легли в основу проекта. Блокчейн – это, прежде всего, инструмент, который может дать дополнительную гарантию ваших прав. Распределенный реестр защищает от копирования и воровства ваших прав.
Генеральный директор платформы для хакатонов «Актум» Олег Мансуров заявил:
— Я практик. Мы не обращались к стратегам и крупным инвесторам, получили конвертированный заем и деньги от бизнес-ангела. Прошли этот путь сами и хотим помочь другим командам. У проекта больше шансов, когда есть предварительные заказы. Необходимо оцифровывать деятельность, и помимо развития продукта заниматься и развитием команды.
Завершая панельную дискуссию, модератор Сергей Матвеев процитировал Жака Сегелу: "Деньги не рождают идеи".
— Да, деньги не рождают идеи. Но обратный процесс совершенно точно возможен, — подытожил он.
Пресс-служба Ассоциации IPChain («Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности»): pressa@ipchain.ru,+7 (495) 203-7162