Рецензия: «Богемская рапсодия». Факты и мифы из жизни Фредди Меркьюри ****

Биографическая драма «Богемская рапсодия» выйдет в российский прокат 1 ноября 2018 года. Режиссёр: Брайан Сингер. В ролях: Рами Малек, Люси Бойнтон, Джозеф Маццелло.

Фарух Булсара вкалывает грузчиком в аэропорту Хитроу, а по вечерам, к неудовольствию педантичного отца, ходит в местный бар на концерты группы Smile. Однажды после не самого удачного выступления команда остается без вокалиста, и парень, не мудрствуя лукаво, предлагает на вакантное место себя. Согласившись, музыканты не прогадали. Фарух быстро вывел группу на профессиональный уровень, дал ей звучное название Queen, а себе взял новое имя – Фредди Меркьюри.

Испытание деньгами и славой рокеры прошли более-менее благополучно. Они не перестали воспринимать свою группу как семью, по-прежнему решали вопросы коллегиально, вместе работали над сочинением песен и делили гонорары поровну. Тем не менее, в какой-то момент дестабилизирующими факторами стали музыкальные менеджеры, стремящиеся рассорить музыкантов, и Фредди Меркьюри, обнаруживший у себя бисексуальные наклонности и чересчур увлекшийся бурными вечеринками в своем огромном особняке.

«Богемскую рапсодию» вряд ли можно назвать авторизованной кинобиографией Queen, однако участники группы все-таки приложили руку к её созданию. Это даже послужило причиной увольнения исполнителя роли Меркьюри Саши Барона Коэна, который, по мнению гитариста коллектива Брайана Мэя, замкнул на своем герое все повествование и не позволил уделить должного внимания остальным «квинам». Заменивший его Рами Малек деликатно потеснился, очень точно скопировал кошачьи сценические повадки Фредди, но не добился полного портретного сходства со своим героем.

Вместить в 134-минутный хронометраж 20-летнюю историю группы – задача непосильная, поэтому в «Богемской рапсодии» немало пробелов и смещений временных пластов. Ранний период существования Queen показан излишне бегло, из-за чего создается превратное впечатление, что у неопытных музыкантов все получалось, как по мановению волшебной палочки. С одной стороны, это, конечно же, неправда – стоит вспомнить, с каким трудом «квины», например, покоряли Америку. С другой – Queen считается первой «большой» группой в истории мирового рока, все участники которой имели высшее образование, поэтому откровенных промахов они действительно не позволяли себе даже по молодости.

О музыкальных достижениях Queen фильм дает исчерпывающее представление. Как-никак, здесь звучат 22 песни, которые могли бы составить полноценную концертную программу. Правда, в фильме они идут преимущественно фоном, в виде коротеньких фрагментов. Удачным кажется выбор именно «Богемской рапсодии» как «смыслообразующей» песни группы, поскольку именно она перевернула все расхожие представления о радиоформате, дала толчок популярности видеоклипов в мировой музыкальной индустрии и была в результате признана лучшей песней тысячелетия. В фильме достоверно и подробно изображены перипетии ее записи, среди которых – мучения барабанщика Queen Роджера Тейлора, спевшего бесчисленное количество аномально высоких вокальных дублей, и истершаяся в процессе этих сессий магнитофонная пленка.

Бросающиеся в глаза разночтения с реальными фактами объясняются, главным образом, необходимостью как-то спрессовать и унифицировать большие временные отрезки. История знакомства экранного Фредди с остальными участниками группы и со своей возлюбленной Мэри Остин расходится с реальными биографическими фактами певца. Гомосексуальность Меркьюри затронута по касательной, а откровенных сцен в фильме попросту нет, что может объясняться недостатком жареных фактов, которые серьезные исследователи Queen все чаще опровергают. Правда, показанные в «Богемской рапсодии» наркотические эксперименты Меркьюри также не находят подтверждения в авторитетных биографических источниках о нем.

Чрезмерной драматизации в фильме подвергнута история выступления Queen на грандиозном благотворительном фестивале Live Aid в 1985 году. Все самые острые конфликты между согруппниками почему-то вертятся вокруг этого 20-минутного сета, который к тому же показан в «Богемской рапсодии» практически целиком. Сообщение Фредди Меркьюри музыкантам о своем смертельном диагнозе также «приурочено» в фильме к этому событию, хотя в действительности СПИДом Меркьюри заболел в 1987-м и рассказал об этом Мэю уже незадолго до своей смерти.

Самое главное, что любить Фредди Меркьюри после этого фильма мы стали чуточку больше, а, значит, все получилось.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости