Рецензия: Николай Басков - «Верую» ***
2018, Media Land
В июле на пресс-конференции на «Славянском базаре в Витебске» Николай Басков рассказал о новом направлении своего творчества:
- У меня такой перелом, скорее всего, будет в октябре, когда я представлю новую программу на духовную тему. Это 17 песен современных авторов для хора и оркестра. Артисты обычно поют про счастливую или про несчастную любовь. Я не исключение, но недавно меня захватила тема духовности – после того, как я оказался на операционном столе. Я начал интересоваться историей религии, обратился к Библии. Альбом будет называться «Верую».
Не прерывая подготовки к релизу пластинки и концерту новой духовной музыки в Кремле, Николай принял участие в хулиганском клипе «Ибица», где они с Филиппом Киркоровым занимаются всякими тошнотворными вещами. Например, зрителю, перед глазами которого до сих пор стоит картина обливания Баскова фекальными массами, вероятно, непросто будет переключиться на песни о Господе в исполнении того же Баскова. Впрочем, Николай нигде не комментировал столь резкие, гм, переходы от низкого искусства к высокому. Скорее всего, он рассчитывал на то, что жертвы клипового сознания не могут долго фокусироваться на одной теме: неизбежно появляется новый инфоповод - и публика на него переключается. К тому времени, как ты начинаешь восславлять Господа со сцены, зрители уже забудут, как ты в идиотском паричке творил бесчинства с заклятым другом Киркоровым. (В случае с Николаем этот расчёт оказался верен. А вот, например, Кокорин с Мамаевым немного не рассчитали: их пьяные похождения тоже уже начали забываться и уходить на периферию общественного внимания - вот только сами они не могут этим переключением воспользоваться, ибо сидят в Бутырке.)
Что касается самого альбома «Верую», то Басков здесь выступает в роли чуть ли не основоположника жанра. Басковская «современная духовная музыка» не имеет никакого отношения к традиционной церковной музыке, а скорее напоминает торжественную советскую эстраду. Под подобные мелодии Иосиф Кобзон или Юрий Гуляев 40 лет назад могли бы восхвалять верность делу Ленина, коммунистическую партию и трудовые подвиги народа. Но теперь тексты значительно поменялись: «Я живу под покровом Всевышнего и под тенью его укрываюсь я. Щит спасительный мой и прибежище, и ему одному всегда каюсь я», «пред святым алтарём исповедуюсь, Боже, я имею нужду в покаянии тоже», «Господи, как счастлив я в тебе, ты в моём стремлении быть ближе, рай, блаженство верим на земле, суета становится всё ниже» - и так 17 песен. Но, боюсь, что даже сильно верующим людям слышать это будет несколько неловко. Новая христианская музыка широко распространена на Западе, причём её записывают в совершенно разных жанрах - от урбана до хард-рока. Там это никого не шокирует, но зрители Баскова воспитаны в немного другой традиции: здесь крайне внимательны к ритуалам, а истовую любовь не принято выставлять напоказ, даже если это любовь к Богу. Даму, зашедшую в храм с непокрытой головой, строгие прихожане немедленно выгонят. А если зайдёт Басков и запоёт хорошо поставленным голосом «пред святым алтарём исповедуюсь, Боже»? Ох, боюсь, и он вместо лучей христианского смирения получит обструкцию.
Хотя кто знает, вдруг Николай этим альбомом сумеет заложить какую-то новую традицию? Посмотрим. К тому же христианскую музыку можно совместить с патриотической, что и происходит в композиции «Всесильный Бог»: «Всесильный Бог, храни Россию, неоспоримый вечный свет, храни невесту ты Христову от поругания и бед. Даруй премудрости народу, жить с Богом в сердце помоги и всех враждующих с Россией своею силой усмири».
Алексей Мажаев, InterMedia