Рецензия: «Девушка, которая запуталась в паутине». Сценаристы, которые запутались в штампах ***

Режиссер: Федерико Альварес. В ролях: Клер Фой, Сильвия Хукс, Лакит Стэнфилд, Сверрир Гуднасон. В широкий прокат фильм выходит в России 8 ноября 2018 года.

«Девушка, которая запуталась в паутине» - продолжение истории хакерши Лисбет Саландер (девушки с татуировкой дракона) и журналиста Микаэля Блумквиста. Их вновь втягивают в западню с участием шпионов и коррумпированных чиновников.

Удивительно, с каким трудом история, созданная шведским писателем Стигом Ларссоном, пускает свои корни в Голливуде. Казалось бы, персонажи актуальны в современной Америке, как никогда. Лисбет Саландер, как ее представляют в книге - женщина, которая ненавидит мужчин, которые ненавидят женщин. Это практически икона современного феминистического движения (а благодаря бисексуальности – еще и ЛГБТ-движения). Но что-то не клеится.

Оригинальная шведская кинотрилогия не только передавала дух книг Стига Ларссона, но и открывала массовому зрителю скандинавский кинематограф, ранее известный в основном любителям фестивального кино. Голливудский ремейк «Девушки с татуировкой дракона», снятый Дэвидом Финчером, вышел в 2011 году, но дальше первой части дело так и не зашло.

Новый фильм снят сразу по четвертой книге, причем ее автором уже является не Стиг Ларссон, а Давид Лагеркранц, известный в Швеции по биографии футболиста Златана Ибрагимовича, причем, по его собственному признанию, оригинальную рукопись Ларссона он даже не использовал. Отзывы на книгу были смешанные, но, к счастью, в фильме она используется мало.

Вообще из четвертого романа сделали то, что сейчас принято называть мягким ребутом. Стиль повествования и многие образы претерпели изменения, при этом с предыдущими историями связь осталась, но не слишком значительная. В новой истории прекрасно разберется даже тот, кто ни разу не слышал о девушке с татуировкой дракона.

В новом фильме, следуя заветам Финчера, из Лисбет Саландер пытаются делать современного супершпиона – женскую версию то ли Бонда, то ли Борна, то ли вовсе Итана Ханта. При этом блокбастера из фильма никак не выходит. В фильме есть ряд красивых видов Швеции, но во всем остальном она выглядит довольно дешево.

Впрочем, главный провал фильма – в его сценарии. Весь сюжет держится на огромной массе совершенно фантастических допущений и порой нелогичном поведении персонажей. Сотрудник АНБ, узнав, что Лисбет похитила важный файл, по-тихому, без всякого сопровождения, едет в Швецию. Глава шведской разведки также в одиночку разгуливает по барам и развлекается случайными знакомствами. Да даже охрана профессора Болдера ходит так, чтобы не создавать трудностей его потенциальным убийцам. Все эти фантастические допущения слишком нелепы в фильме, который претендует на статус серьезного шпионского триллера.

Как феминистическое кино «Девушка, которая запуталась в паутине» тоже не работает. Проблемы женщин и мужчин, которые их ненавидят, быстро затмеваются семейной драмой самой Лисбет, когда та встречает свою спятившую сестру, считавшуюся погибшей. Вся эта история больше походит на фанфик последней серии сериала «Шерлок» (которая сама по себе больше похожа на фанфик), нежели на сюжетный ход, вдохновленный работами Стига Ларссона.

Более того, авторы фильма умудрились уже в трейлерах к фильму выложить ключевой сюжетный поворот и самые эмоциональные сцены с Камиллой Саландер. При этом в промо-материалах альбиноска в красном костюме выглядела стильной, опасной и харизматичной. На практике же оказалось, что в трейлерах нам показали практически все сцены с ее появлением, а большую часть фильма за настоящих злодеев отдуваются очередные русские бандиты.

В результате «Девушка, которая запуталась в паутине» так и не смогла стать знаковым фильмом о феминизме. Зато из нее вышла абсолютно проходная женская версия Джеймса Бонда, сочиненная бездарными сценаристами.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости