Рецензия: «Отава Ё» - «Любишь ли ты»
2018, Navigator Records
Группе «Отава Ё» пятнадцать лет, и последние пять она пребывает в статусе популярного фолк-рок-аттракциона. «Частушки с дракой» под названием «Сумецкая» выделили «Отаву» из ряда этно-коллективов - группа нашла верный баланс между лубочным фолком, элементами современного звучания и аутентичным народным музыкальным материалом. Практика показывает, что в этом жанре, чтобы снискать успех и уважение, нужно придерживаться золотой середины - не впадая ни в лапотную карикатурность, ни в чрезвычайно глубокое погружение в тысячелетние корни.
Ладно, популярность пришла, но что с ней дальше делать? Альбом «Любишь ли ты» как раз фиксирует процесс поисков группой ответа на этот вопрос. Судя по пластинке, которая готовилась в течение трёх лет, «Отава Ё» постаралась сделать вид, что в их жизни ничего не изменилось: группа должна продолжать тщательно заниматься своим делом, не слишком обращая внимание на привходящие обстоятельства. Именно поэтому «Сумецкая» в трек-листе оказалась предпоследней: мол, мы ценим ваш интерес к нашему творчеству, но не идём на поводу у публики и не превращаемся в развлекателей-частушечников. Мы продолжаем кропотливо работать над разнообразым материалом, чтобы наилучшим образом совместить народные традиции и современную аранжировочную подачу.
Эти благие намерения, правда, почти сразу вступают в противоречие с ожиданиями аудитории, которые, как ни крути, не всегда совпадают с творческими устремлениями музыкантов. Любители фольклорных плачей и аутентичных обрядовых песен XVI века вряд ли будут искать такой контент на новом альбоме «Отавы Ё». Вместо них пластинку включат скорее пользователи, жаждущие какой-то развлекухи, пусть и с национальным уклоном. И вот им поначалу будет непросто. В песнях «Как на горке, на горе» и «Ой, Дуся, ой, Маруся» юмористическая составляющая выражена далеко не так ярко, как в главных «хитах» «Отавы Ё». В этих композициях группа показывает себя серьёзным фолк-коллективом, что, конечно, вызывает уважение, но не прибавляет массовой популярности. Третий трек «Метёлки», впрочем, исправляет это упущение, представляя собой пособие по древнерусскому бизнесу с неизбежным «и там продавали и всё пропивали» в финале. По ходу пластинки «Отава» ещё не раз будет возвращаться к юмористическим сюжетам, как в «Раз прислал мне барин чаю» и в той же «Сумецкой», а в «Загорелась во поле калина» на первый план кое-где выходят электрические музыкальные инструменты. Но эти номера на альбоме непременно перемежаются с более традиционными печальными вещами вроде «Посеяли девки лён» и восьмиминутной «Любишь ли ты?». Примечательно, что в трагических-страдальческих произведениях непременно солируют женские голоса, а вот с весёлым скоморошеством мужики отлично справляются самостоятельно. Нет ли в этом пропаганды средневековых домостроевских ценностей?
Алексей Мажаев, InterMedia