Александр Гудков: «Стоит четко отличать Киркорова — артиста и Киркорова — человека разумного»
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЕЖЕДНЕВНО ОБШУЧИВАТЬ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ?
— На моем рабочем компьютере постоянно открыты 12 вкладок: «Лента.ру», «Медуза», «Лайф.ру» — в общем, 12 основных порталов нашей необъятной страны. Начиная от желтушки, которую я люблю и должен знать, и заканчивая ТАСС.
Утром первым делом я открываю инстаграм или «Яндекс», читаю первые пять новостей и уже начинаю придумывать, что можно сделать, можем ли мы про эту новость пошутить. Потом я открываю вкладки «происшествия», «культура» и «технологии». Технологии и культура — разделы, над новостями из которых легко шутить на Первом канале.
Выпадать из этого нельзя — читать нужно каждый день. Еще я постоянно проверяю топ-чарты в Apple Music — смотрю, что нового вышло, кто там на первом месте, тут же себе скачиваю и слушаю. Еще есть такое приложение Boom — в нем более молодежная аудитория, там можно встретить «Деревянных китов» и «Масло черного тмина».
ПОЧЕМУ В «ВЕЧЕРНЕМ УРГАНТЕ» НЕТ ПОЛИТИКИ?
— Формат шоу «Вечерний Ургант» не предполагает острополитических тем. Вообще [американский телевизионный формат] Late Night Show задумывался как программа, которая помогает зрителям приятно уйти ко сну — с улыбкой, с хорошим настроением. Наша передача не юмористическая, она развлекательная, наша задача, чтобы человек пошел ко сну с мыслями, связанными не с передачей «Время покажет» и не с тем, как Гоген Солнцев избил свою переделанную супругу, а послушал хорошую музыку, узнал что-то новое, еще раз удивился искрометности ведущего. Еще одна задача «Вечернего Урганта» — но это уже мое субъективное восприятие — это перетащить людей из интернета в телевизор.
Поэтому я и тащу в эфир какого-нибудь Даню Поперечного, несмотря на то что половина работников «Вечернего Урганта» выступает против и говорит: «А кто этот человек для России?» Я так им отвечаю: «Жизнь одна, и их надо тащить на диван, потому что они — это наша сегодняшняя жизнь». Отрицание интернета — это самое страшное проявление ретроградства, которое только может быть.
О ПИАРЕ В «ВЕЧЕРНЕМ УРГАНТЕ»
— Суперстранный пример. Бабуля в Ижевске не спит и смотрит телевизор — а там Gone.Fludd. Кто это? Еще и спел что-то непонятное. И вдруг внучок неожиданно говорит ей: «Бабуля! Это Gone.Fludd! Вставай!» И она понимает, что это, видимо, что-то хорошее. Так люди, у которых нет интернета, могут узнать о таком человеке. Вряд ли где-то можно пропиариться больше, чем в эфире «Вечернего Урганта».
ОБ ОБИДАХ ГЕРОЕВ ШУТОК
— В «Лиге плохих шуток» мы часто шутим неприятно. Чтобы никто не обижался, мы ставим дисклеймер: «Любая фамилия, озвученная в этом проекте, используется как предмет массовой культуры. Мы не имеем ничего против конкретного человека и используем его фамилию как имя нарицательное». Естественно, об этом дисклеймере все забывают и все проецируют на себя.
В одном из выпусков была шутка, где прозвучала фамилия Гарика Мартиросяна — человека, который стоит во главе юмористической пирамиды. Гарик сидит на ее вершине как Авалокитешвара — 12-перстная богиня юмора.
Еще на записи программы — это был выпуск с Филиппом Киркоровым — Филипп спросил у меня: «А Гарик не обидится?» Я ему ответил: «Гарик? Как он обидится? Он придумывает все шутки! Как это возможно? Он гуру юмора, он знает толк в хорошей шутке, он знает толк в плохой шутке, он знает толк в шутке, которая не шутка». Мы выпустили программу, я пошел делать прививку от энцефалита и от гепатита перед лагерем «Камчатка», и вдруг мне звонят и говорят: «Звони Гарику — он в бешенстве».
Поднимаюсь к Гарику и не понимаю. Я говорю ему: «Гарик, ты реально обиделся?» Он говорит, что нет. А я сижу и не понимаю, как это могло произойти. Шутка была такая: «С чем схож клип на песню „Цвет настроения синий“? С простатой Гарика Мартиросяна: и там, и там 30 миллионов просмотров». Клянусь, там могла быть любая фамилия. Мы не имели в виду лично Гарика Мартиросяна. Почему-то в нашей странной муравьиной вселенной родилась его фамилия, мы не хотим никого обидеть. Просто решили пошутить про Гарика — просто произнести его фамилию.
О СОВРЕМЕННОМ ЮМОРЕ
— Ютьюб-юмор, конечно, агрессивен. Сама атмосфера предполагает некое давление, агрессию, посыл прям в лоб: голос громкий, музыка громкая, картинка меняющаяся, монтаж бешеный. Юмор поколения Google действительно жесткий и в чем-то агрессивный. Но я как человек, рожденный в 1983 году и воспитанный на «Гостье из будущего» и «Электронике», от этого немного далек. При этом я понимаю, что нельзя быть ворчливой бабкой.
ОБ АГРЕССИИ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ
— Так проявляется сегодня внутренняя агрессия людей. Мобильный телефон всем сегодня развязал руки. Любой человек — вообще любой — может написать любому человеку все, что он думает, — и останется безнаказанным. Это дало некую силу — в отрицательном ключе. Когда мы пошутили [в «Лиге плохих шуток»] про Рем Диггу, мой телефон чуть не сгорел от количества гнева. Мне писали: «Мы тебя посадим на кол, убьем», — причем писали и девочки, и мальчики. Взрослые, дети пишут: «Сожги! Умри!» Вот это пугает. Не хочу как-то особенно рефлексировать по этому поводу, но сожалеть тоже не хочется, ведь это то время, в которое мы живем.
О ШУТКАХ НА РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ
— Может, ты удивишься, но я очень верующий человек — православный верующий. Я знаю Символ веры, что такое православие и чем оно отличается от других религий. Об этом нужно шутить, об этом можно шутить, и про Иисуса, и про, прости господи, Холокост. Ведь даже потомки тех, кто прошел Холокост, шутят об этом, есть куча комиков на Западе, которые про это шутят. Возможно, в России эти шутки тоже бы никого не смутили.
О РУССКОЯЗЫЧНЫХ КОМИКАХ
— Это все мои друзья. Мне очень нравится, как шутит Руслан Белый, Тимур Каргинов, Юля Ахмедова — это все мои близкие друзья еще со времен КВН. Им удалось поднять жанр стендапа на невероятный уровень, вызвать настоящую волну: каждый второй бар проводит среду со стендапом, проходит куча открытых микрофонов, в которых может принять участие любой желающий. В общем, от этих людей я получаю мамкино тепло.
Тех, над кем я прямо гомерически смеюсь, не так много. Есть такой мегачеловек из Одессы Марк Куцевалов — гомерически смешной парень, который свои шутки придумывает просто из башки. «Из башки» — слово-то какое питерское, из головы.
Но что меня как человека раздражает, так это вайны. Уж простите меня, Женька Кулик, Ида Галич и Настя Ивлеева. Но вайны! Я не могу их смотреть. Лучше придумать миллион других коротких отыгрышей, чем вайн.
О КЛИПЕ «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ СИНИЙ»
— Кайф в том, что мы нарядили Филиппа в костюм и прокатили его в тележке по «Авиапарку». Нарядили Олю — и отправили ее в «Дикси». Мое тщеславие просто горело огнем: «Боже, мы это сделали!» Лепса нарядили в бомжа, Тимати надел плохую одежду и вышел с чужими детьми. Пригласили суперскую влогершу-трансгендера из Америки — я нашел ее в инстаграме, она приехала и станцевала. И все снялись за хорошее, красивое селфи с Филиппом Киркоровым.
О ФИЛИППЕ КИРКОРОВЕ
- Все думают, что Филипп — это скала, мастодонт нашей эстрады. Но он очень flexible, он очень прочуханный. Он все слушает, все впитывает, все знает. Я уверен, что он не просто так подошел к нам. Он подумал: «Даю тебе шанс. Снимешь, получится — будет бомба. Не снимешь — закопаю тебя» (смеется). Я, конечно, шучу. Если ты Филиппу делаешь добро, он возвращает его тебе четырехкратно. <…> После нашей совместной работы с Филиппом у меня сложилось такое мнение, что за всей шубой перьев, за всем татуажем глаз, за всем количеством грима на лице и манерностью общения, выкидыванием высокопарных слов, выпучиванием глаз и расставлением фаланг пальцев, как он любит это делать, живет человек, который просчитывает свои действия на три шага вперед. Он же сам называет себя Ванга или что-то в этом роде. Уверен, что он с самого начала знал, что «Ибица» вызовет так много негатива. Он с одного щелчка может все понять о человеке.
За всем этим флером, за всей этой золотой мишурой и пылью живет классное, человечное существо, которому не хватает живого, крутого общения с нормальными — это я так себя называю — людьми. До работы с нами он, видимо, никогда не работал на коленке, в холоде, у него всегда были царские условия. А тут ему приходилось в четыре часа ночи ходить по парковке без охраны, курить с молодежью. И в первый день съемок клипа на «Цвет настроения синий» он включил «уставашку». А мы постояли, посмотрели — ну «уставашка», давай дальше. И в этот момент он стал другим человеком. Говорят же: «Короля делает свита». Так вот если всю его свиту отбросить — очень хороший человек получается. Правда! Ой! У меня год пестования Киркорова в СМИ (смеется).
Можно полюбить человека за то, что ты думал о нем плохо, а оказалось, он супер. Так вот я люблю его за то, что он зажег во мне огонь этой «суперости». Я поменял о нем мнение, и это классно, и это живет во мне, делает какую-то часть меня счастливым.
О РЕАКЦИИ НА КЛИП «ИБИЦА»
— Это лично у Филиппа надо спросить. Но я готов им с Колей [Басковым] ставить памятники за то, на что они пошли. Мне многие писали: «Вы сами посмеялись, а Филиппу и Коле сейчас разгребать». Но мы все вместе разгребаем. <…> Я думаю, что все уже. Информация живет сейчас очень мало, вышел клип «Ибица», ну поговорили о нем недели три, а потом все это забудется, через год уже никто и не вспомнит, что Филипп там снимался. Я так говорю, как будто он снялся в чем-то плохом. «Ибица» — прекрасный клип.
О ЛИЦЕМЕРИИ НИКОЛАЯ БАСКОВА
— Я не считаю это враньем и лукавством, но внутри себя очень радуюсь, когда человек и так попробовал, и так. Жизнь ведь одна, он больше нигде так не попробует.
Круто знать, что есть Коля Басков, который верует, и есть Коля Басков, который кусает за нос Филиппа Киркорова. Есть Коля Басков, который ведет на канале «Россия-1» странный новогодний огонек, и есть Коля Басков, который ведет мероприятие для невесты турецкого строителя.
Для Коли Баскова — артиста все это норма, все правильно. А для человека, который потом предстанет перед Всевышним, наверное, нет. Мы все будем лизать эту горячую гигантскую сковородку и сидеть жопой на этих двух гигантских огненных стульях. Я вместе с Колей.
О СЦЕНИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ
— Здесь все-таки нужно разграничивать сценический образ артиста и его личность. На сцене я веду себя гипертрофированно, но в жизни я другой. Я четко понимаю эту грань, и самое страшное для меня — это постоянно жить в образе.
Вот есть некий торговый знак «Филипп Киркоров». И чтобы быть number one, чтобы быть на слуху, он должен быть, — возможно, вынужденно — в перьях, с татуажем глаз, в странной, яркой одежде. Что там происходит в реальной жизни, мы не знаем. Стоит четко отличать Филиппа Киркорова — артиста и Филиппа Киркорова — человека разумного.
(Саша Сулим, Meduza, 23.11.18)