Рецензия: «Все или ничего». Комедийный пролог к «Левиафану» ****
Приключенческая комедия «Все или ничего» вышла в российский прокат 29 ноября 2018 года. Режиссер: Дмитрий Суворов. В ролях: Роман Курцын, Артур Смольянинов, Юрий Стоянов, Роман Мадянов и др.
Троица офисных друзей давно прозябает в статусе лузеров. Алексей аккуратен и исполнителен, но из-за его стервозной жены, к тому же беременной тройней, всё заработанное уходит в какую-то прорву. Никита слишком зациклен на своей отнимающейся руке, поэтому ни на что больше не способен. Артем просаживает все свои деньги на многочисленных любовниц, но как работник – полный ноль.
Офисное начальство вовсю использует лоховатых приятелей как мальчиков на побегушках, к тому же они не очень-то противятся постоянным понуканиям и насмешкам. Однако и их терпению приходит конец, когда зарплату всему персоналу урезают на 50% да еще и используют Алексея в одной финансовой махинации. Единственным выходом они видят похищение зажатых начальником 50 миллионов рублей. Но в ходе операции оказывается, что деньги эти принадлежат куда более влиятельному и опасному человеку.
Удачные комедии о незадачливых грабителях не так уж редки в современном кинематографе. Навскидку можно вспомнить «Друзья друзей» и «Ну, здравствуй, Оксана Соколова». Обычно им присуща заманчивая завязка, стремительное развитие действия и обескураживающий финал. Во «Все или ничего», по большому счёту, серьезных провисов удалось избежать – главным образом, за счет обстоятельно показанных офисных будней с массой узнаваемых уродств и нелепых перегибов.
Озвученные песнями «Ленинграда» 15-20-летней давности злоключения измотанных менеджеров среднего звена и сегодня актуальны, как никогда. Подъем в 6 утра, нервный путь на работу по автомобильным пробкам, лихорадочное стремление не опоздать ни на минуту, удручающие в своей бессмысленности требования руководства - все это способно вызвать лишь невеселую ухмылку, поскольку изображено очень уж реалистично. Из порочного круга лишь два исхода: либо вечная долговая яма, либо сплошной криминал. Вот уж воистину – всё или ничего.
Сцены с ограблением сняты с размахом, но зрителей они, в отличие от других подобного рода фильмов, едва ли смогут утомить. Экшн разворачивается всего в двух локациях, поэтому не грешит обилием неправдоподобных деталей. Радует и попытка режиссёра избежать штампов в прорисовке характеров героев. Например, Роман Курцын, надолго застревавший в амплуа накачанного нарцисса, здесь совсем неузнаваем, поскольку играет вечно ноющего по поводу своего здоровья запущенного хлюпика.
Приторный финал, конечно, положен такому фильму по закону жанра. Присутствует он и здесь, но в заметно редуцированном виде. Ведь уже во время титров внимательный зритель обратит внимание на одну аллюзию, позволяющую считать «Все или ничего» своеобразным прологом к «Левиафану» Андрея Звягинцева. Раз уж эти герои превратятся в таких монстров, ни о каком хэппи-энде не может быть и речи.
Денис Ступников,InterMedia