Всё началось с «Боже, царя храни», или Первые в истории музыкальные звукозаписи на русском языке
Первые поставки грампластинок на территорию Российской Империи начались на рубеже 1897–1898 годов. В основном это были записи мировых звезд оперной сцены на английском, немецком и итальянском языках, сделанные техниками компании «Граммофон». Продавцы грампластинок в Москве и Санкт-Петербурге сразу же столкнулись с настойчивыми требованиями публики иметь записи на родном языке.
Поздней осенью 1898 года на прилавке магазина И.Ф.Мюллера - крупного торговца музыкальными товарами, появилась небольшая брошюра с интригующим названием «Наставленiе для сборки и приведенiя в действие грамофона самодействующаго».
Магазин этот находился в Москве на Петровке и был хорошо известен всем москвичам. Брошюра содержала «Списокъ пiес для грамофона», где были опубликованы названия и каталожные номера первых в истории звукозаписи десяти пластинок на русском языке.
Запись, положившая начало отечественной национальной дискографии, была спродюсирована известным в те годы петербургским музыкальным деятелем Ипполитом Павловичем Рапгофом. Его же можно считать и первым отечественным музыкальным продюсером, поскольку он не только организовал эту запись, но и активно занимался пропагандой нового вида искусства, устраивая граммофонные концерты, выступая в качестве «диджея» и продавца грампластинок.
Для первой русской записи он пригласил артистов Мариинской оперы. К сожалению, их имена и фамилии так и остались неизвестными, поскольку в каталоге фигурируют только названия произведений без указаний авторов и исполнителей. И если артисты и продюсер были российскими подданными, то звукорежиссер (звукотехник) был иностранцем, поскольку своих специалистов в России тогда еще не было.
В те далекие годы звукотехнику и продюсеру предстояло решить несколько сложных задач. Во-первых, артисты из России не имели опыта работы в студии и им приходилось всему учиться в процессе. Во-вторых, нужно было определиться с репертуаром записей, на который технологии того времени накладывали существенные ограничения: одно дело записывать арии из опер в сопровождении оркестра, другое - цыганский романс с аккомпанементом гитары. В-третьих, звукорежиссеру нужно было уловить и зафиксировать на пластинке не только настроение и мастерство артистов, но и загадочную русскую душу.
Скорее всего эта запись была сделана в Лондоне - именно там располагалась первая студия звукозаписи в Европе. Тираж дисков был изготовлен в Ганновере на базе телефонной фабрики братьев Берлинеров. (Первые заводы по производству пластинок появились в России только в 1902 году.) Модная новинка того времени – «Грамофон самоиграющий» – продавался по 80 рублей. Диски назывались «нотными кружками» и предлагались покупателям по два рубля за штуку, а иголки для проигрывания пластинок по рублю за 100 штук.
Каталог первых русских пластинок выглядел так:
(вторая колонка представляла исполнение на английском языке)
Расшифровка каталога
№ | Каталожный номер | Название произведения |
1. | 1350 | «Боже, Царя храни!» |
2. | 1351 | Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Ты придешь моя заря» |
3. | 1352 | Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Ты не плачь, сиротинушка» |
4. | 1354 | Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Как мать убили» |
5. | 1356 | «Красный сарафан» |
6. | 1358 | «Ивушка, ивушка» |
7. | 1359 | «Вниз по матушке, по Волге» |
8. | 1362 | «Я Вас люблю, и вы поверьте» (Цыганская песня) |
9. | 1363 | «Возле речки, возле моста» |
10. | 1364 | «Ты для меня душа и сила» |
Говоря современным языком, первый отечественный каталог был «идеологически выдержан» и имел хороший коммерческий потенциал, поскольку состоял из одних хитов того времени. Он «политкорректно» начинался с гимна Российской Империи - «Боже, Царя храни!» (музыка князя Алексея Львова, слова Василия Жуковского), а заканчивался популярным романсом Петра Булахова «Ты для меня душа и сила». Классическим ядром каталога были три арии из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за Царя». Далее следовал романс Г.Цыганова и А.Варламова «Красный сарафан», затем русские народные песни «Ивушка, ивушка», «Вниз по матушке, по Волге», «Я Вас люблю, и вы поверьте» (Цыганская песня). Под девятым номером шла народная песня о неразделенной любви «Возле речки, возле моста».
Судя по тому, как грамотно был составлен первый отечественный каталог грампластинок, можно сделать вывод, что Ипполит Рапгоф был человеком хорошо знающим рынок и чутко реагирующим на настроения публики. Первая партия русскоязычных пластинок разошлась так быстро, что пришлось срочно заказывать дополнительный тираж. Так началась история отечественной национальной дискографии.
Александр Тихонов, InterMedia