Всё началось с «Боже, царя храни», или Первые в истории музыкальные звукозаписи на русском языке

Первые поставки грампластинок на территорию Российской Империи начались на рубеже 1897–1898 годов. В основном это были записи мировых звезд оперной сцены на английском, немецком и итальянском языках, сделанные техниками компании «Граммофон». Продавцы грампластинок в Москве и Санкт-Петербурге сразу же столкнулись с настойчивыми требованиями публики иметь записи на родном языке.

Поздней осенью 1898 года на прилавке магазина И.Ф.Мюллера - крупного торговца музыкальными товарами, появилась небольшая брошюра с интригующим названием «Наставленiе для сборки и приведенiя в действие грамофона самодействующаго».

Магазин этот находился в Москве на Петровке и был хорошо известен всем москвичам. Брошюра содержала «Списокъ пiес для грамофона», где были опубликованы названия и каталожные номера первых в истории звукозаписи десяти пластинок на русском языке.

Запись, положившая начало отечественной национальной дискографии, была спродюсирована известным в те годы петербургским музыкальным деятелем Ипполитом Павловичем Рапгофом. Его же можно считать и первым отечественным музыкальным продюсером, поскольку он не только организовал эту запись, но и активно занимался пропагандой нового вида искусства, устраивая граммофонные концерты, выступая в качестве «диджея» и продавца грампластинок.

Для первой русской записи он пригласил артистов Мариинской оперы. К сожалению, их имена и фамилии так и остались неизвестными, поскольку в каталоге фигурируют только названия произведений без указаний авторов и исполнителей. И если артисты и продюсер были российскими подданными, то звукорежиссер (звукотехник) был иностранцем, поскольку своих специалистов в России тогда еще не было.

В те далекие годы звукотехнику и продюсеру предстояло решить несколько сложных задач. Во-первых, артисты из России не имели опыта работы в студии и им приходилось всему учиться в процессе. Во-вторых, нужно было определиться с репертуаром записей, на который технологии того времени накладывали существенные ограничения: одно дело записывать арии из опер в сопровождении оркестра, другое - цыганский романс с аккомпанементом гитары. В-третьих, звукорежиссеру нужно было уловить и зафиксировать на пластинке не только настроение и мастерство артистов, но и загадочную русскую душу.

Скорее всего эта запись была сделана в Лондоне - именно там располагалась первая студия звукозаписи в Европе. Тираж дисков был изготовлен в Ганновере на базе телефонной фабрики братьев Берлинеров. (Первые заводы по производству пластинок появились в России только в 1902 году.) Модная новинка того времени – «Грамофон самоиграющий» – продавался по 80 рублей. Диски назывались «нотными кружками» и предлагались покупателям по два рубля за штуку, а иголки для проигрывания пластинок по рублю за 100 штук.

Каталог первых русских пластинок выглядел так:

(вторая колонка представляла исполнение на английском языке)

Расшифровка каталога

Каталожный номер

Название произведения

1.

1350

«Боже, Царя храни!»

2.

1351

Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Ты придешь моя заря»

3.

1352

Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Ты не плачь, сиротинушка»

4.

1354

Ария из оперы «Жизнь за Царя» «Как мать убили»

5.

1356

«Красный сарафан»

6.

1358

«Ивушка, ивушка»

7.

1359

«Вниз по матушке, по Волге»

8.

1362

«Я Вас люблю, и вы поверьте» (Цыганская песня)

9.

1363

«Возле речки, возле моста»

10.

1364

«Ты для меня душа и сила»

Говоря современным языком, первый отечественный каталог был «идеологически выдержан» и имел хороший коммерческий потенциал, поскольку состоял из одних хитов того времени. Он «политкорректно» начинался с гимна Российской Империи - «Боже, Царя храни!» (музыка князя Алексея Львова, слова Василия Жуковского), а заканчивался популярным романсом Петра Булахова «Ты для меня душа и сила». Классическим ядром каталога были три арии из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за Царя». Далее следовал романс Г.Цыганова и А.Варламова «Красный сарафан», затем русские народные песни «Ивушка, ивушка», «Вниз по матушке, по Волге», «Я Вас люблю, и вы поверьте» (Цыганская песня). Под девятым номером шла народная песня о неразделенной любви «Возле речки, возле моста».

Судя по тому, как грамотно был составлен первый отечественный каталог грампластинок, можно сделать вывод, что Ипполит Рапгоф был человеком хорошо знающим рынок и чутко реагирующим на настроения публики. Первая партия русскоязычных пластинок разошлась так быстро, что пришлось срочно заказывать дополнительный тираж. Так началась история отечественной национальной дискографии.

Александр Тихонов, InterMedia

Последние новости