Чарты, рейтинги, хит-парады – всё было придумано в России
Ровно сто десять лет назад - в декабре 1908 года - журнал «Официальные известия акционерного общества «Граммофон» сообщил своим читателям, что теперь на его страницах ежемесячно будут публиковаться списки самых лучших пластинок, записанных в студиях фирмы и особенно полюбившихся слушателям.
Решение создать свой собственный чарт продаж пришло в голову новому директору Российского отделения АО «Граммофон» Александру Михелесу не случайно. С одной стороны, на складах от прежних руководителей остались горы нереализованного товара, и эти замороженные активы нужно было как-то монетизировать. С другой стороны, нужно было делать новые записи, заранее предугадать успех которых недавно назначенному руководителю было достаточно сложно. Именно эти обстоятельства и непредсказуемый характер музыкального спроса заставили его серьезно задуматься о создании схемы «регулируемых продаж».
Зная силу слова печатного (до перехода в музыкальный бизнес Александр Михелес занимался издательской деятельностью), он начал ежемесячно публиковать в своем журнале «Официальные известия акционерного общества «Граммофон» два списка пластинок: «рекомендуемых» и «лучших». Список «рекомендуемых» аккуратно ориентировал публику в широком ассортименте записей, а список «лучших» - состоял только из самых продаваемых, а значит, и самых любимых публикой. Доступ к данным о продажах у бухгалтерии общества «Граммофон» имел узкий круг доверенных лиц, что открывало определенную свободу творчества, и в списках порой выдавалось желаемое за действительное.
Следует отметить, что изначально музыкальный бизнес не занимался воспитанием вкуса меломанов, поскольку был жестко направлен на извлечение прибыли из имущественной ценности фонограмм.
В первый Топ-5 вошли исключительно произведения классики. Открывал список тенор Императорской Мариинской оперы А.Давыдов с арией “Думка“ из оперы “Галька”. На второй строчке оказался тенор Императорской Московской оперы В.Севостьянов с “Песней тучи” из оперы “Псковитянка”. На третьем месте закрепился бас частной оперы Н.Шевелев с «Прологом” из оперы “Демон”. Четвертое место занял бас Императорской Мариинской оперы В.Касторский, с “Песней варяжского гостя” из оперы “Садко”. Замыкали пятерку лидеров Е.Сбруева и А.Давыдов с заключительным дуэтом Кармен и Хозе из оперы “Кармен” («Официальные известия Акционерного Общества Граммофон», №1, 1908 г. стр. 5-6, Москва)
Примечательно, что в обширном каталоге Общества была масса популярных и модных мелодий, дешевых шуток и частушек. Тем не менее, по данным Александра Михелеса, именно записи классического репертуара оказались в числе самых покупаемых. Как бы там ни было, но списки «рекомендуемых» и «лучших» пластинок – самые настоящие чарты, рейтинги и хит-парады декабря 1908 года стали ориентиром для многих любителей музыки, которые спешили приобретать пластинки, пользующиеся наибольшим спросом. Так начала решаться задача управления вкусами публики.
В США блестящую разработку Михелеса оценили лишь спустя почти 30 лет, когда журнал Billboard опубликовал в 1936 году свой первый чарт.
Рассуждая о том, какая музыка в наше время занимает ведущие места в чартах, рейтингах и хит-парадах, невольно приходишь к мысли, что за последнее столетие мы не только не совершили декларированной «культурной революции» в музыке, но и явно откатились в своем развитии назад. И если раньше молодые приказчики в музыкальных магазинах насвистывали и напевали популярные мелодии из опер Бизе, Верди и Римского-Корсакова, то что сегодня напевают музыкальные редакторы социальных сетей, цифровых магазинов и стриминговых сервисов?
Ответ на этот вопрос - в свежем выпуске чартов InterMedia.